Какие этапы развития прошла “деревенская проза”?



Какие этапы развития прошла “деревенская проза”?

Что нового внесла в художественную литературу “лейте­нантская проза”?

“Лейтенантская проза” показывала войну с точки зрения ее рядового участника. Оказалось, что советский народ не был не­расчлененной массой, что были разные люди, по-разному про­являвшие себя на войне. Были героизм и самопожертвование, но рядом – трусость и шкурничество, предательство и малодушие. “Лейтенантская проза” углубила психологизм и драматизм в изо­бражении человека на войне,

поставила в основу произведения проблему выбора.

Какой композиционный прием лежит в основе повести В. Быкова “Сотников”?

Повесть В. Быкова “Сотников” построена на контрасте. Кон­трастны герои Сотников и Рыбак, которые представляют два варианта поведения в экстремальных обстоятельствах. Контраст наблюдается между внешним обликом и внутренним содержа­нием.

Сотников слаб физически, но неуступчив и стоек духовно. Рыбак вынослив, силен, храбр в бою. Но он оказывается мало­душным перед лицом смерти.

Какие произведения о Великой Отечественной войне от­носятся к “магнитофонной”

художественно-документальной про­зе? Проанализируйте одно из них.

“Магнитофонная” проза зародилась в Беларуси. Это художест­венно обработанные магнитофонные записи рассказов очевид­цев, сильные неприкрытой правдой, драматизмом, деталями, которые невозможно придумать. Первым произведением такого рода была книга А. Адамовича, В. Колесника, И. Брыля “Я из огненной деревни” о трагедии сожженной дотла Хатыни. А. Ада­мович и Д. Гранин написали также жестокую в своей правде “Бло­кадную книгу”.

Ученицей и продолжателем этой линии докумен­тально-художественной прозы стала С. Алексиевич, создавшая книгу о женщинах на войне “У войны не женское лицо”.

Какие нравственные проблемы решались в военной про­зе 1970-80-х годов?

В 1970-е – начале 80-х годов в военной прозе разрабатывают­ся новые проблемы, более глубокие нравственные конфликты. В повести В. Тендрякова “Донна Анна” лейтенант Галчевский уби­вает командира, заподозрив его в трусости, и ведет солдат в бес­смысленную атаку, в которой все, кроме него, погибают. За книж­ные представления о храбрости Галчевский платит страшную цену. Здесь решается проблема трагической вины, рожденной бессмыс­ленной верой в массовые понятия чести, патриотизма.

В повести В. Кондратьева “Сашка” герой отказывается расстрелять безо­ружного немца – это тоже новое явление в изображении войны. В повестях В. Быкова “Карьер”, “В тумане” герои показаны уже не в минуты героизма, а в будний час между жизнью и смертью, причем свои воюют против своих. Важной нравственной пробле­мой становится проблема доверия.

Какие произведения посвящены переломному моменту в истории Великой Отечественной войны – Сталинградской битве?

Сталинградская битва с очерковой точностью была изобра­жена К. Симоновым в повести “Дни и ночи”. Здесь героическое выступало в его массовом проявлении, в нерасчлененности на отдельные судьбы. Впервые Сталинградскую битву в ее “окоп­ной” правде показал В. Некрасов в повести “В окопах Сталингра­да”. Писатель камерно-лирически, без патетики, сдержанно по­вествует о человеке на войне, когда самым трудным оказывается не атака, а проверяющие.

Проблема свободы личности оказыва­ется решающим фактором в романе В. Гроссмана “Жизнь и судь­ба”, центром которого является Сталинградская битва.

Какие этапы развития прошла “деревенская проза”?

“Деревенская проза” ведет свое начало с 1950-х годов. Ее ис­токами были очерки В. Овечкина “Районные будни”. Но как на­правление в литературе “деревенская проза” складывается в на­чале 1960-х годов.

Началом ее можно считать рассказы “Матре­нин двор” А. Солженицына, “Тугой узел”, “Ухабы” В. Тендрякова. На первом этапе писателям важно было показать неблагополу­чие деревни, обратную сторону “счастливой” жизни в колхозах. В начале 1970-х годов “деревенщики” обратились к нравственным аспектам крестьянской жизни. Смерть героя, мотив прощания начинает играть большую роль в структуре произведения (“Мат­ренин двор” А. Солженицына, “Привычное дело” В. Белова, “Последний срок” В. Распутина).

Смерть воспринималась в ши­роком плане: не только как уход из жизни одного человека, но как гибель деревенских устоев, национальная драма. Писатели искали истоки национальной нравственности, почву, на кото­рой может взрасти деревня. Такими хранителями русской общин­ности они видели людей старшего поколения. Именно старики и старухи стали положительными героями и воплощением нацио­нального характера в повестях В. Распутина, В. Астафьева, В. Бе­лова, Ф. Абрамова.

В конце 1970-х годов писатели обращаются к переосмыслению коллективизации, раскрывают ее разлагающее влияние на деревню. Изменяется изображение зажиточных кре­стьян – кулаков. Их уничтожение расценивается как гибель са­мых трудолюбивых, хозяйственных крестьян (“Касьян остудный” И. Акулова, “Пара гнедых” В. Тендрякова, “Овраги” С. Антонова).

В 1980-е годы В. Распутин, Б. Можаев, В. Астафьев показывают нравственную гибель деревни, ее вымирание. В 1990-е годы “де­ревенская проза” как бы угасает.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Какие этапы развития прошла “деревенская проза”?