Как я понимаю понятия чести, благородства

В нашей литературе всегда была жива идея самопожертвования и такие уже до боли знакомые, но никогда не тускнеющие понятия, как долг, благородство, ответственность, честь. Сегодня, как никогда, стоит задуматься над словом “честь”. Первый раз я столкнулась с пословицей “Береги честь смолоду”, когда читала повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Уже тогда я попыталась разобраться в содержании услышанного.

Мы много спорили дома, в классе, каждый доказывал свою точку зрения. Шли годы. Читая различные литературные произведения,

я невольно возвращалась к этой мудрой мысли.

Когда нам прочитали темы сочинений, сомнений при выборе у меня не возникло. Я выбрала эту тему, потому что дело чести волновало меня всегда.

“Береги честь смолоду” – это эпиграф к повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Каждое слово из этого эпиграфа имеет глубокий смысл. Береги – значит храни, не теряй в течение всей жизни.

Невозможно подобрать только одно определение слову “честь”. В словаре Ожегова дано объяснение: “честь: Достоинство, высокое общественно-моральное состояние, которое вызывает общее уважение. Целомудрие, непорочность.

Уважение.

Я

сразу же вспомнила героя, полюбившегося у Пушкина – Петра Гринева. Отправляясь на службу, он получил приказ от своего отца: “… служи верно, кому клялся; слушайся начальников. За их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отказывайся.

Несмотря на свою молодость, Гринев прочно усвоил совет отца. Читая повесть, я следила за становлением характера, за теми испытаниями, которые выпали на его долю. И я видела, что понятие “честь” для Гринева стало в жизни важнее всего.

Даже перед лицом смерти, когда Пугачев решал его судьбу, Гринев не спасовал.

Когда я слышу слово “честь”, то невольно возникает ассоциация с понятием “офицер”. Не случайно существуют такие сочетания: “честь имею”, “человеку чести”, “отдать честь”. К жизни российского военного человека обращались многие писатели. Среди них такие, как А. С. Пушкин (в повести “Капитанская дочка”), А. И. Куприн (в повести “Поединок”), М. А. Булгаков (в романе “Белая гвардия”).

В своих произведениях они пытались показать проблемы жизни российских офицеров. А. Куприн в своей повести “Поединок” писал о буднях армейской жизни, воспроизводил обстановку бесконечной муштры. Куприн показывает, что русские офицеры несли службу как “принудительную неприятную барщину”, не любили ее, тяготились ею. Командиры, обремененные многочисленными заботами, долгами, расходами, превышающими мизерную плату, задерживали денежные солдатские письма, нечисто играли в карты.

Куприн описывает жестокость начальства, случаи самоубийства в солдатской среде. Но по своим природным задатках офицеры у Куприна вовсе не бездушные злодеи. Их образы даны писателем в двойном освещении.

Самодержавный режим прогнил, болезни армейской среды – лишь частное проявление болезни всего общества.

Главный герой произведения – подпоручик Романов. Именно он чувствует и пропасть, отделяющую его от разрушительной богатой публики, и он начинает задумываться над причинами этого тяжелого положения. Армейская служба превращается в обязанность, нудную, подневольную.

Никто “в службу не верит и разумной цели этой службы не видит”. Гибель героя неизбежна: “армейская знать”, создавшая миф о “чести мундира”, о своей исключительной роли в жизни страны, ополчается против каждого, кто осмелится этот миф развеять.

Совсем другое отношение к военной службе у героев романа М. А. Булгакова “Белая гвардия”. Белая гвардия – это в основном “господа офицеры”, для которых честь, совесть, воинский долг, рыцарское отношение к женщине – неистребимые вечные понятия. На долю главного героя выпадают наиболее болезненные переживания и сомнения.

Но он остается верен себе и своим принципам, он дорожит офицерской честью и пытается ее не потерять. Он не хочет бежать и не может этого сделать не только потому, что он отвечает за семью, но главным образом потому, что он не может предать свою Родину, не может оставить близких ему людей, не может выйти из войны, как это сделал Тальберг. “О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести! Все, что не говорит, как бесструнная балалайка, и это офицер российской военной академии.

Это лучшее, что должно быть в России… “. Алексей Турбин как истинный офицер, думает, прежде всего, не о себе и даже не о других, а о России, о своей чести. Турбин – военный врач, он о политике беспокоится мало. Принимая присягу, верит, что может честно служить, но не на благо кого-то “наверху”, а на благо своей Родины, которую он любит и уважает. Когда начинается действие романа, Алексей уже понимает, что разваливается все то, чем жила вся их семья, потеряно был главное: русский начал воевать с русскими, забыв о чести.

Но Алексей, в отличие от многих, не паникует, он просто трезво оценивает происходящее и пытается найти свое место в той жизни, которая наступает. “Русь – страна деревянная, нищая и… опасная, и русскому человеку честь – только лишнее бремя”, в этих словах обида, боль, страдание за судьбу своего народа.

В доме Турбиных часто ведутся разговоры о событиях в России. Мы задумываемся над словами Мышлаевского: “На Руси возможно только одно: вера православная, власть самодержавная”. Со страниц романа с нами говорят нынешние офицеры, которые, если потребуется, отдадут свою жизнь до последней капли крови.

Но я больше чем уверена, единственное, что они не сделают, так это не потеряют своей чести. Крупным планом показан полковник Малышев, погибший во время наступления Петлюры, полковник Найтурс, прикрывающий отход своих солдат. Это действительно настоящие русские офицеры, для которых “честь” не пустой звук, а смысл всей жизни!

Читая литературные произведения, я невольно смотрю на своих сверстников и сравниваю их с любимыми героями. Конечно, сегодня совсем другое время. Все вокруг сильно изменилось.

Совсем иначе воспринимается понятие чести. Что делать, когда люди, вместо того, чтобы вступиться за свою поруганную честь, молчат? Мы часто спорим с подругой, как нужно вести себя в той или иной ситуации. После одной из ссор я написала стихи, которыми хотела бы закончить свою работу:

Вся наша подлость – налицо, Но мне одно только непонятно: Ах, неужели так приятно, Когда тебе плюют в лицо… Как это можно, не стесняясь, Лить на себя такую грязь и слушать ложь, Развесив уши, Когда плюют нам прямо в душу! Тебе повторяют с недавних пор, Что зверь, разбойник ты вор; Уж кто тебе сказал, Что красный свет зеленым стал…

И тот, кого ты защищал, Тебя опять оклеветал. Когда счастье хочешь ты вдали, Не верь обманщика лукавым Но вечно будешь ты неправым, Не встав за честь родной земли.

Я хочу верить, что возродятся бывшие понятия чести, благородства. Тогда каждый человек сможет с гордостью сказать: “Честь имею”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Как я понимаю понятия чести, благородства