Как я понимаю идейный смысл названия драмы А. Н. Островского “Гроза”
Где ты, гроза – символ свободы?
А. Пушкин
Знойный летний день… Кажется, над землей нависла какая-то страшная зловещая сила, готовая все погубить. Земля, деревья, птицы, небо – все ждет освежающей грозы.
Когда читаешь драму “Гроза”, тоже наступает такая минута, что ощущаешь, как сгущаются темные зловещие силы, как задыхается все живое, как трепещет и рвется к жизни, к свету Катерина.
Драма “Гроза” была написана Островским в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной, страшной атмосфере
Тучи сгущаются в драме в первом же действии, хотя внешне пока все спокойно.
Здесь, в городе Калинове, всем заправляют люди жестоких нравов, скрывающие свои пороки под маской благочестия и религиозности. Такой является и Кабаниха, которая придерживается в жизни старой морали, старых традиций. “Ханжа… Нищих оделяет, а домашних заела совсем”, – отзывается о ней Кулигин.
Действительно, Кабанова давно уже подавила личность своего сына, Тихона, не дает жизни и Катерине, зато со странницей Феклушей, которая ее хвалит, восхищается
Фигура Дикого представляет собой образ безнравственного человека, для которого целью жизни являются деньги. Он самый богатый в городе, и это позволяет Дикому жестоко издеваться над бедными мужиками и домочадцами, самодурствовать. Однако Дикой пасует перед людьми, имеющими большую власть и более значительный, чем у него, капитал.
В лицемерии, ханжестве, жадности и ненависти к людям Дикой сродни Кабанихе.
Именно против этого “темного царства” восстают молодые силы: Катерина, Кудряш, Варвара. И главный конфликт “Грозы” – это столкновение пробуждающейся светлой личности с догмами, деспотизм, фальшью и духотой, душевной черствостью мира кабаних и диких.
Не зря Добролюбов называет Катерину “лучом света в темном царстве”, поскольку величие ее характера заключается в целостности и внутренней гармонии, в способности всегда и везде быть самой собой, ни в чем себе не изменяя. Кого не привлечет нравственная красота этой девушки, воспитанной в атмосфере любви и свободы! Теперь же она задыхается в доме Кабановых, который кажется ей “тюрьмой”, “неволей”.
Ее душа требует простора, воли, любви, а не жестокости и лицемерия свекрови Кабанихи. “Какая я была резвая! – говорит Катерина Варваре. – Я у вас завяла совсем”.
Катерина – религиозная натура, но ее глубокая и свободная вера отличается от внешней религиозности Кабанихи, у которой никогда не вырвется из сердца, как стихия, крик души: “Отчего люди не летают!”
Катерина протестует против такого существования, она не хочет смириться с ним и покориться давлению ханжества, лицемерия, несправедливости, но как бороться с ними – не знает. “Лучше умереть”, – говорит она.
Протест Катерины, выразившийся в ее гибели, чем-то сродни грозе – сильной и страшной стихии природы. И пусть Катерина погибла, а кабановы и дикие еще ходят по земле – все равно придут новые поколения людей, которые сумеют понять трагедию героини как призыв к очистительной и грозной буре, смывающей с лица земли ложь, невежество, деспотизм. И эти поколения уже будут способны бороться за свое счастье!