Как я начинаю изучать “Капитанскую дочку”

Кажется совершенно неблагодарным начинать разговор о том, как изучать “Капитанскую дочку”: “Уж сколько раз твердили миру…”! Но всегда, приступая к изучению этого произведения, перечитывая многое из того, что написано литературоведами и методистами, думаю: “Ужели слово” – окончательное, исчерпывающее смыслы – “найдено?”. И всегда хочется найти еще какое-то особенное, чтобы оно приблизило пушкинский текст к нынешним юным читателям.

Можно говорить о том, как Пушкин собирал материал для своего романа, об истории

создания “Капитанской дочки”, о дате, которая поставлена была автором под рукописью… И все это я скажу, но позже. Хочется поделиться с коллегами тем, какой путь выбрала в этот раз.

Перед Началом разговора предложила ребятам вспомнить и записать в тетради все произведения Пушкина, которые мы читали с ними на уроках в 5-7-м классах: “Сказка о мертвой царевне…”, “Руслан и Людмила”, “Зимнее Утро” и “Зимний вечер”, “Зимняя дорога”, “Няне”, “Дорожные жалобы”, “Анчар”, “Дубровский”, “Станционный смотритель”… Вспомнив их, попробовали сделать то,

чего категорически делать нельзя, но иногда необходимо: Определить буквально несколькими словами, о чем каждое из этих произведений. В тетрадях появились записи: О любви, о войне, о верности, предательстве, мести, о слабости человека, о невозможности противостоять судьбе, о необходимости соблюдения границы между Злом и Добром в мире, о социальном неравенстве, о Доме, который способен защитить в бурю, о близких людях…

К нужному для продолжения разговора выводу ребята пришли сами: ” Капитанская дочка” – книга, в которой Пушкин говорит с читателем Обо всем этом (очень хорошо приготовить для урока какое-нибудь отдельное издание восьмидесятистраничной повести: НЕобъем ее производит впечатление, и исчезает необходимость говорить подробно о том, как важно прочитать в этой тоненькой книжке каждое слово).

И вот перед нами ее Текст. Перевернем пока титульный лист с эпиграфом к роману. Откроем начало и прочитаем строки, словно отвечающие на вопрос эпиграфа к первой главе: “Да кто его отец?” : “Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил…” Велик соблазн сразу читать дальше – о пути Гринева-старшего и продолжившем его пути сына. Но всегда очень хочется заглянуть и в конец книги – выяснить, к чему придем в итоге.

И чем же закончится эта история? “Вскоре потом Петр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии. В тридцати верстах от находится село, принадлежащее десятерым помещикам.

В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины ІІ за стеклом и в рамке. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова. Рукопись Петра Андреевича Гринева доставлена была нам от одного из его внуков, который узнал, что мы заняты были трудом, относящимся ко временам, описанным его дедом…” В результате сопоставления этих двух фрагментов мы получили возможность говорить (и эта мысль возникла у самих учеников) о Роли повествователя в романе, но, отметив такую необходимость, остановились сначала на другом вопросе: Где начинается и где заканчивается действие в романе?

Почему произведение, в котором рассказывается о восстании Пугачева, событиях истории, начинается и заканчивается в ДОМЕ?

В приведенном фрагменте эпилога обращает на себя внимание частотность употребления слов, связанных с понятиями “семья”, “дом”: Женился, потомство, отцу, сына, дочери, внуков, дедом, родственников. В финале “Капитанской дочки” два исторических лица, противостоящие друг другу в истории и в сюжете повести (разговор об этом впереди, но уже сейчас можно наметить его), словно объединяются отношением к герою, который входит в книгу вовсе не примечательным, не выдающимся, совершенно средним человеком: “он (Гринев) присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу”; “собственноручное письмо Екатерины ІІ”, которое “писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова”, хранится за стеклом и в рамке (мы вернемся к этой детали, когда будет читать описание дома Мироновых в 3-й главе) в одном из барских флигелей поместья потомков Гринева.

Откуда же начинается и где заканчивается путь Гринева? Найдем ответ в 1-й главе: “Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками… Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь…” (Можно предложить ученикам также найти отрывок из конца “Пропущенной главы”, где описывается домашний вечер у самовара.)

Ну а что же происходит в доме родителей Петруши? Гринев-повествователь достаточно коротко и иронично вспоминает годы, проведенные там. Уже на второй странице 1-й главы читаем о том, как отец принимает решение отправить сына на службу.

И вот он уже должен произнести знаменитое свое наставление, но…

Остановимся ненадолго и предложим ребятам перед этим очень важным разговором следующую работу.

Задание: Прочитай отцовские заветы из различных литературных произведений и ответь на вопросы.

– О чем говорят отцы в каждом из заветов?

– Каких сторон жизни касаются их советы?

– Можно ли найти что-то общее между этими заветами?

– Какой завет кажется тебе универсальным? Если такого нет, попробуй составить его, используя предложенные тексты.

Давая такое задание, мы должны понимать, что ребятам трудно в их интерпретациях выйти за рамки предложенных фрагментов и их суждения относительно героев произведений Шекспира, Грибоедова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Толстого могут быть поверхностны и – более того – иногда ошибочны. Но у нас еще будет время скорректировать эти представления. Сейчас отцовские слова – повод для серьезного разговора о “Капитанской дочке”.

После Письменной работы построим обсуждение, опираясь на следующие вопросы:

– Что можно сказать об отцах, судя по тому, что они советуют своим детям?

– Почему отцы дают сыновьям наставления?

– На что направлены эти советы?

– Какой, по мнению отцов, должна стать жизнь сыновей, если они последуют этим советам?

Разговор на эту тему в классе становится не только диалогом учителя и ученика, диалогом одноклассников, но и обращением к опыту их собственных родителей, которые думают о будущем своих детей. В этом разговоре обязательно возникнет мысль о том, что многие родители хотят, чтобы Дети не совершили их собственных ошибок, что они стремятся сделать жизнь детей лучше – то есть легче и проще. На этом этапе мы и обратимся к наставлению Гринева-старшего, поговорим о том, что Завещает он сыну хранить и беречь то, что жизни никак не упрощает.

Что же стоит за этим кратким наставлением? Зададим ребятам вопрос о том, в каких еще главах, кроме первой, и что конкретно можно узнать о семье Гриневых, об отношениях между отцом и сыном, об отношении Петруши к своим родителям. Ответ на него найдем в главах “Любовь” (размышления Петруши о том, как будет воспринято родителями известие о его намерении жениться; письма Гринева-старшего к сыну и Савельичу) и “Суд” (рассказ о том, как родители Гринева приняли Марью Ивановну; реакция Андрея Петровича на письмо князя Б).

Обращение к этим фрагментам романа поможет нам убедиться в том, что, наставляя сына в начале важного пути, Андрей Петрович говорит с ним о самом важном – о том, что определяет и направляет его собственную жизнь, на чем основана жизнь всего рода Гриневых.

Предвижу упреки: наверное, на весь этот разговор нужен не один урок, а мы так и не продвинулись в изучении текста романа. Но не будем пока спешить вслед за сюжетом. Задержимся еще в этом доме, из которого Петруше предстоит вот-вот уехать.

Обратимся еще раз к концу романа и к первому абзацу первой главы. Поговорим о том, как же сложилась жизнь Петра Гринева, похожа ли она на жизнь его отца.

Удивительное количество совпадений поражает ребят: они называют и отношение к службе, к дворянской чести, к присяге (обсуждая причины выхода в отставку Гринева-старшего, прочитаем фрагмент из стихотворения Пушкина “Моя родословная”, где упоминается “мятеж средь петергофского двора” и Миних), и женитьбу по любви, и количество детей в семье, и жизнь в отдаленной от столицы Симбирской губернии… То есть Гринев-младший строит собственную жизнь, используя модель жизни своих родителей. Гринев не только родом из Дома и в этот Дом возвращается, не только живет и сохраняет его, он еще и Строит Дом.

Еще раз обратимся к заключительным строкам романа: “Вскоре потом Петр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии…” И это одно из важнейших направлений в разговоре о “Капитанской дочке”, его можно определить словами Ю. М. Лотмана: “История проходит через Дом человека, через всю его частную жизнь”.

Приложение
М. Е. Салтыков-Щедрин. “Премудрый пискарь”

Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные; помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И сыну то же заказали. “Смотри, сынок, – говорил старый пискарь, умирая, – коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!”

…И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется – только дрожит да одну думу думает: “Слава Богу! кажется, жив!”

…Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал о нем? кто об его существовании вспомнит?

И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: “Никому, никто”.

А. С. Грибоедов. “Горе от ума”

Молчалин.

Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Лиза. Сказать, сударь, у вас огромная опека!

Л. Н. Толстой. “Война и мир”

Старик встал и подал письмо сыну.

– Слушай, – сказал он, – о жене не заботься: что возможно сделать, то будет сделано. Теперь слушай: письмо Михаилу Иларионовичу отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность! Скажи ты ему, что я его помню и люблю.

Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет…

Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!

В. Шекспир. “Гамлет”

Полоний.

Все тут, Лаэрт? В путь, в путь! Стыдился б, право!
Уж ветер выгнул плечи парусов,
А сам ты где? Стань под благословенье
И заруби-ка вот что на носу:
Заветным мыслям не давай огласки,
Несообразным – ходу не давай.
Будь прост с людьми, но не запанибрата,
Проверенных и лучших из друзей
Приковывай стальными обручами,
Но до мозолей рук не натирай
Пожатьями со встречными. Старайся
Беречься драк, а сцепишься – берись
За дело так, чтоб береглись другие.
Всех слушай, но беседуй редко с кем.
Терпи их суд и прячь свои сужденья.
Рядись, во что позволит кошелек,
Но не франти – богато, но без вычур.
По платью познается человек,
Во Франции ж на этот счет средь знати
Особенно хороший глаз. Смотри
Не занимай и не ссужай. Ссужая,
Лишаемся мы денег и друзей,
А займы притупляют бережливость.
Всего превыше: верен будь себе.
Тогда, как утро следует за ночью,
Последует за этим верность всем.
Прощай, запомни все и собирайся.

Н. В. Гоголь. “Мертвые души”

При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: “Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными.

Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой”.

Давши такое наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей сороке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Как я начинаю изучать “Капитанскую дочку”