Как возникла славянская азбука
Сейчас и русский народ, и другие славянские народы (украинцы, белорусы, болгары) имеют свою письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках. Но в далекие времена, более тысячи лет назад, славянские народы письменности не имели. И вот во второй половине X века двое ученых родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Великую Моравию (ныне Чехия) и стали работать над созданием славянской азбуки.
Их мать была славянкой, и поэтому они знали и понимали речь славян. Им удалось создать славянскую азбуку. Затем они перевели на славянский
Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Слова в языке имеют свои значения, свой смысл. Как создается смысл слова? Часто значение слова складывается из значений его морфем, например слово привратник.
Приставка при – означает “находящийся возле чего-то”, корень – врат – “ворота”, суффикс – ник – “человек-деятель”. Из этих значений морфем и складывается общее значение слова привратник, то есть человек, находящийся у ворот, или сторож у ворот.
А иногда значение
Случайно ли это? Нет, не случайно. Ветки этого кустарника снабжены колючками, как у ежа.
Вот поэтому и назвали так ягоду, растущую на таком кусте. Изучением происхождения таких слов занимается интересная наука – этимология, что в переводе с греческого означает “наука, изучающая истинное значение слов”.
Важнейшим ориентиром в слушании является план текста. С. И. Ожегов в “Словаре русского языка” дает такое толкование этого понятия: “План – взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения, например, доклада”. Предъявление такой “краткой программы” высказывания перед его слушанием дает возможность не только предвосхитить содержание сообщения на уровне его темы или основной мысли, но и узнать, в каком направлении, аспекте будет раскрываться тема.
На уроке по теме “Для чего нужен план” необходимо показать учащимся, что план – это структурная основа текста, программа сообщения, в которой отражены основные вехи в развертывании темы и основной мысли текста, это важнейшая “смысловая веха” в аудировании. Анализ плана помогает предположить, о чем будет говориться в тексте и в какой части текста может быть заключена основная мысль.
При оформлении письменной речи большую роль играет правильная расстановка знаков препинания. Правила, которые помогают расставить знаки препинания, изучает специальная наука – пунктуация.
Слово “пунктуация” образовано от латинского слова “пункция” – укол. В древности греки использовали для письма палочку-стилос. В местах остановок они делали укол, то есть ставили точку.
Поэтому раньше слово “пунктуация” означало “учение о точках”.
В древности русские писцы не знали знаков препинания. Текст писался без них, поэтому его было трудно прочесть. И только в XV веке появилась запятая, к XVIII веку было уже 9 знаков препинания, а сейчас их насчитывается более. Чтобы научиться обращаться со знаками препинания, нужно уметь определять смысл предложения, его структуру.
Знаки препинания – “путеводители”, с ними легче и удобнее воспринимать то, что написано другими, и выражать свои мысли и чувства на письме.
Системный принцип обучения орфографии и пунктуации требует перспективного, развиваемого внимания к любому правилу, позиционно связанному с другими: учащимся необходимо осознать и запомнить его отличительный признак, чтобы в дальнейшем в нужной последовательности – от более простого (одномерного) к более сложному (многомерному) – выстроить остальные; следует усвоить сформированную таким образом иерархию отличительных признаков, чтобы руководствоваться ею в практике письма.
И уже от выбора педагога зависит, к какой из возможных форм обобщения прибегнуть на конкретном этапе освоения данной орфограммы или пунктограммы – к обобщенным правилам в алгоритмической последовательности, либо к алгоритму в классическом виде, либо к свернутому алгоритму, либо к алгоритмизированной схеме: они взаимосвязаны, восходя к одним и тем же элементарным правилам, но вполне самостоятельны и самодостаточны как в содержании, так и в эффективности применения. При этом важно понимать, что алгоритм не есть нечто внешнее, привнесенное, но лишь инструмент, который обнажает механизм действия правил и делает их доступнее. Когда же правила осмыслены в той степени, какая требуется для их осознанного, устойчивого применения, алгоритм как таковой становится излишним, что и выражается в его свертывании.
Четыре формы обобщенного представления орфографической/пунктуационной нормы – это ее систематизированные (и соответственно алгоритмизированные) версии и это четыре способа писать без ошибок. Но, независимо от характера норматива и его выражения, необходимо соблюдать первое правило грамотного письма – правильно применять правила орфографии и пунктуации, следуя их признаковой иерархии.