Как в стихотворении О. Э. Мандельштама “За гремучую доблесть грядущих веков…” находит развитие конфликт лирического героя и его жестокого времени?
Как в стихотворении О. Э. Мандельштама “За гремучую доблесть грядущих веков…” находит развитие конфликт лирического героя и его жестокого времени?
В начале своего рассуждения отметьте, что входящее в так называемый “волчий цикл” мандельштамовское стихотворение “За гремучую доблесть грядущих веков…” призвано четко обозначить позицию его автора в историческом контексте страшных 1930-х гг. Когда-то, в 1918 году, О. Э. Мандельштам дал метафорическое определение веку – “сумерки свободы”, призывая восславить в неканонической
Пора вам знать: я тоже современник.
Я человек эпохи Москвошвея…
Попробуйте меня от века оторвать,
Ручаюсь вам – себе свернете шею.
Укажите, что “сумерки” 1920-х гг. сменились вскоре тьмой 1930-х гг., аллегорически выраженной в символе “века-волкодава”. Лирический герой О.
Но не волк я по крови своей.
В своем ответе подчеркните, что лирический герой готов на ссылку и лишения,
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых костей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе…
Мы убеждаемся в том, что поэт доверяется судьбе:
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.
Теперь ему становится близок диалог со временем К. Н. Батюшкова, ответившего на вопрос “Который час?” – “Вечность”.
Подводя итоги, напишите, что в мировоззренческой и человеческой позиции О. Э. Мандельштама проявляются готовность принять венец мученичества и стоицизм.
- Анализ стихотворения “За гремучую доблесть грядущих веков…” Мандельштам “За гремучую доблесть грядущих веков…” Стихотворение относится к лирике 30-х годов. В нем мотив кризиса века связан с личной бедой. Век сравнивается поэтом с волкодавом, становится “зверем”: Мне на плечи бросается век-волкодав, но не волк я по крови своей… Все окружающее становится смертельно-опасным. Пространство стихотворения резко сжимается. Лирический герой ощущает трагедию века, трагедию современности. Пространство […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “За гремучую доблесть грядущих веков На момент свершения Октябрьской революции Осип Мандельштам уже был полностью состоявшимся поэтом, высоко ценимым мастером. С советской властью отношения у него складывались противоречиво. Ему нравилась идея создания нового государства. Он ожидал перерождения общества, человеческой природы. Если внимательно читать мемуары жены Мандельштама, можно понять, что поэт был знаком лично со многими государственными деятелями – Бухариным, Ежовым, […]...
- “За гремучую доблесть грядущих веков” анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение “За гремучую доблесть грядущих веков” было задумано в 1931 г., но дата его окончательной редакции – 1935 г. За это время произошло переосмысление многих событий в жизни страны и в жизни поэта. Мандельштам сменил Ленинград на Москву. Между первой и второй редакцией – знаменитая эпиграмма на Сталина, написанная в конце 1933 г., […]...
- Своеобразие лирического героя поэзии Мандельштама Талантливому поэту О. Э. Мандельштаму выпало жить и творить в суровое время. Он стал свидетелем революции 1917 года, времен правления Ленина и Сталина. Все виденное и прочувствованное Мандельштам “выплескивал” в свои стихи. Именно поэтому творчество этого поэта столь трагично, наполнено страхом, волнением, болью за судьбу страны и за свою судьбу. Известно, что Сталин очень не […]...
- В каких произведениях русских поэтов отображен конфликт поэта и эпохи, и в чем эти произведения созвучны стихотворению А. А. Ахматовой “Мне голос был. Он звал утешно…”? Стихотворение А. А. Ахматовой “Мне голос был. Он звал утешно…” не единственное лирическое произведение в русской литературе, в котором отражен конфликт поэта и эпохи. Например, эта же проблема лежит в основе стихотворения М. Ю. Лермонтова “Дума”, лирический герой которого, как и А. А. Ахматова, находится в конфликте со своим веком. “Печально” он глядит на своих […]...
- Каким предстает внутренний мир лирического героя в стихотворении С. А. Есенина “Мы теперь уходим понемногу”? Стихотворение С. А. Есенина “Мы теперь уходим понемногу” – это философские размышления о смысле мироздания, жизни и смерти, пронизанные чувством грусти и неизбежности. Лирический герой произведения подводит итог своего жизненного пути, вспоминая, как он целовал женщин, любил, думал, “валялся на траве”, “дышал и жил”. Он понимает, что скоро покинет этот мир, уйдет “в ту страну, […]...
- Диалог времен и культур в лирике О. Э. Мандельштама Центральной темой творчества О. Э. Мандельштама является тема культуры, ее истории и современности, взаимосвязь мировой и отечественной культуры. В своем творчестве поэт опирается на богатые традиции мировой культуры, включая в свои произведения идеи и образы художников разных эпох и разных народов, события многовековой давности и нетленного искусства. Это было общей чертой поэзии Серебряного века, но […]...
- Сжатое изложение по тексту А что такое доблесть? Доблесть – это не только красивая форма (Гиа по русскому) Варианты 13-15 Сжатое изложение: Доблесть – это способность добывать победу. А победа – трудное дело, требующее напряжения всех сил. Победу нельзя добыть только технической силой, оружием, хотя они необходимы. Победа достигается силой человеческого духа. Не каждый смелый человек обладает сильным духом, во многих есть лишь ухарство – безумная смелость, не способная помочь в победе. А […]...
- Россия после 1917г. в творчестве О. Э. Мандельштама Революция 1917 года для О. Э. Мандельштама, как и для всех людей того времени, была важным событием. Она оставила след не только в судьбе поэта, но и в его творчестве. Несмотря на четкое осознание катастрофичности, Мандельштам не задается вопросом принятия или непринятия революции. Этот вопрос для него столь же нелеп, как и вопрос о принятии […]...
- Какую роль в передаче психологического состояния лирического героя А. А. Фета в стихотворении “Учись у них – у дуба, у березы…” играют образы деревьев? Какую роль в передаче психологического состояния лирического героя А. А. Фета в стихотворении “Учись у них – у дуба, у березы…” играют образы деревьев? Отвечая на вопрос, сформулированный в задании, укажите, что природа часто рассматривалась писателями как эквивалент райского сада. Белые березы, например, служили устойчивым символом Родины. Дуб воспринимался как аллегория силы, вечности, духовной добродетели. […]...
- Поэзия и судьба Осипа Мандельштама. “Мне на плечи бросается век-волкодав…” Сегодня стихи Мандельштама уже нерасторжимо связаны со всей русской поэзией, XX век немыслим без царапающей, задевающей за живое лирики бесприютного поэта, не имеющего даже могилы. Его трагическая судьба стала отражением судьбы целого поколения, его поэзия – тревожное эхо лопнувшей сути столетия. В 1913 году вышел из печати первый сборник Мандельштама “Камень”. В ранних стихах Мандельштама […]...
- Мандельштам не раз говорил, что смерть художника – это его “последний творческий акт”. Применима ли данная формулировка к самому поэту? Мандельштам не раз говорил, что смерть художника – это его “последний творческий акт”. Применима ли данная формулировка к самому поэту? Вспомните основные вехи творческого пути О. Э. Мандельштама (от акмеистического сборника “Камень” до “Воронежских тетрадей”, созданных в ссылке). Отметьте такую черту характера поэта, как готовность принять мученический венец. Мандельштам полагал, что революция отняла у него […]...
- Отражение истории в лирике О. Э. Мандельштама Отражение истории в лирике О. Э. Мандельштама Личная и творческая судьба поэта Осипа Мандельштама сложилась весьма трагично. Он творил и жил в непростую для страны эпоху сталинского тоталитаризма. Если в своих ранних поэтических произведениях Мандельштам любуется красотой природы, в них ощущается полная гармония, единение поэта со всем миром, то позже происходит значительная переоценка красоты и […]...
- В каких еще произведениях русской лирики находит свое развитие тема судьбы поколения и в чем сходство и различие ее трактовки по сравнению со стихотворением Е. А. Евтушенко? В каких еще произведениях русской лирики находит свое развитие тема судьбы поколения и в чем сходство и различие ее трактовки по сравнению со стихотворением Е. А. Евтушенко? Представляя литературный контекст, укажите, что названная тема нашла широкое представление в лирических произведениях поэтов XIX – ХХ-го вв.: М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, Б. […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Век” Отношения Мандельштама к Великой Октябрьской революции было двойственным. С одной стороны – он испытывал радость, предвкушая кардинальные перемены в жизни страны. С другой – понимал, какие колоссальные потери их могут сопровождать. В 1922 году Осип Эмильевич написал стихотворение “Век”, представляющее собой осмысление того, что произошло в России после прихода к власти большевиков. Это произведение стало […]...
- В каких еще произведениях русской литературы находит развитие гастрономическая тема и в чем сходство и различие ее решения с гоголевским произведением? В каких еще произведениях русской литературы находит развитие гастрономическая тема и в чем сходство и различие ее решения с гоголевским произведением? В начале своего размышления укажите роль гастрономической темы в сюжетах классической русской литературы. Вспомните, что изысканное ресторанное меню в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” свидетельствует о роскоши жизни высшего света, его эпикурействе. Герой […]...
- Отражение времени в поэзии О. Мандельштама Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей… О. Мандельштам Идеалом, мечтой О. Мандельштама всегда была свобода: свобода выбора, независимость от общественного мнения и от сковывающих волю и действие обстоятельств. Наверное, поэтому Мандельштам одним из первых среди русских поэтов XX века сумел распознать опасность, угрожавшую человеку, рабски покорному духу времени. Талант […]...
- Образ века в стихотворении О. Мандельштама “Век” Век мой, зверь мой… О. Мандельштам Осип Мандельштам по праву занимает особое место в литературе XX века – среди таких великих имен, как Маяковский, Есенин, Ахматова, Цветаева, Пастернак. Поэт всегда был честен и открыт перед собой и своим временем, и хотя на его долю выпало немало испытаний, стремился к свободному и откровенному выражению своих мыслей, […]...
- Особенности лирического героя С. Есенина Без умения видеть мир по-своему, без способности сочувствия, человечности, без искренности и впечатлительности нет поэта. Именно этими качествами и обладал Сергей Есенин. Чувство большой любви связало его с родной рязанской землей, которая подарила ему мир поэтических образов: и прекрасные зори, и плеск волны, и серебристую луну, и шелест тростника, и бешеный рев вьюг, и запах […]...
- Мысли и чувства лирического героя в поэзии Ф. И. Тютчева Творчество Федора Ивановича Тютчева – это блестящая страница русской поэзии XIX века. Тютчев писал о человеческих чувствах, о природе, о России. В его стихах лирический герой предстает человеком, способным на сильные чувства, нежным, искренним. Лирический герой в поэзии Тютчева – это двойник самого поэта, он часто отражает его мысли и чувства. Особенно хорошо это видно […]...
- Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока А. А. Блок – крупнейший поэт-символист, творивший на рубеже двух грозных веков. За свою недолгую жизнь он написал очень много лирических стихотворений, пьес, поэм. Поэзия Блока несколько раз претерпевала серьезные изменения, но сам поэт считал все свои произведения единым целым, своего рода романом в стихах. Всю свою поэзию поэт разделил на три тома, которые соответствовали […]...
- Эволюция лирического героя на страницах поэтических творений М. Ю. Лермонтова 1. Образ лирического героя в раннем творчестве. 2. От юношеского романтизма к зрелому реализму. 3. Итог душевных исканий поэта. Твой стих, как божий дух, носился над толпой; И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных. М. Ю. Лермонтов Творческий путь М. Ю. Лермонтова – это всего тринадцать […]...
- Одиночество лирического героя в стихотворениях В. В. Маяковского 1. Безнадежные попытки быть понятым. 2. Одиночество как постоянный спутник поэта. 3. Лирический герой Маяковского. 4. Обращение поэта к будущим потомкам. В какой ночи бредовой, недужной, какими Голгофами я зачат, Такой большой и такой ненужный? В. В. Маяковский “Нет, весь я не умру…” – эти вечные слова А. С. Пушкина в полной мере можно адресовать […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Сумерки свободы” Изначально Мандельштам встретил приход к власти большевиков радостно. В революции он видел возможность для кардинальных перемен, тотального обновления всех жизненных сфер. При этом уже в книге “Tristia”, изданной в 1922 году, появились мотивы разлуки, увядания, скорби, расставания. Поэт понял, что Великая Октябрьская революция в первую очередь принесла разруху, что построение нового мира началось с полного […]...
- Характеристика лирического героя стихотворения И. А. Бунина “Как в апреле по ночам в аллее…” 1. Творчество И. А. Бунина. 2. Мотивы одиночества в лирике. 3. Одиночество лирического героя 4. Близость и разница во взглядах Бунина и Лермонтова. 5. Бунин как продолжатель и отрицатель наследия символизма. И. А. Бунин – человек со сложной, трагической судьбой. Он представитель уважаемого дворянского рода, способный к тонкому чувствованию и пониманию окружающего мира, мира природы […]...
- Сочинение на тему: ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА Я думал: “Жалкий человек. Чего он хочет!., небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем?” М. Ю. Лермонтов. “Валерик” М. Ю. Лермонтова, как поэта-лирика, интересовала “история души человеческой” более, чем “истории целого народа”. Впервые в русской литературе лирический герой Лермонтова был поставлен над действительностью, всем своим романтическим […]...
- В чем смысл бунта лирического героя в поэме Маяковского “Облако в штанах” “Облако в штанах” – одна из самых известных ранних поэм В. Мая- Ковского. Ее центральная тема – романтический конфликт героя с враждебным ему миром, несправедливые законы которого попирают всяческие нормы этики и морали. Уже в самом начале поэмы В. Маяковского дается установка на определенную игру с читателем. Лирический герой рассказывает о себе: перед нами двадцатидвухлетний […]...
- Анализ лирического героя в поэзии Н. А. Некрасова, сочинение Нередко Некрасов вкладывает мысли своего героя в своеобразные стихотворные монологи-исповеди (“Зине”, “Замолкни, Муза мести и печали”, “Умру я скоро. Жалкое наследство…”). При этом внутренний мир и переживания лирического героя могут выражаться и в сугубо риторических стихотворениях, в которых нет никакого лирического образа. Подобные работы автора содержат рассуждение, выстроенное на антитезе, как “Блажен незлобливый поэт…” либо […]...
- Развитие искусства (Литература XVII-XVIII веков) В 50-х годах русское искусство достигает большого расцвета. На первом месте в это время стоит архитектура, виднейшим представителем которой является Растрелли, сын выдающегося скульптора предшествующей эпохи. Растрелли-сын построил много зданий не только в Петербурге (например, Зимний дворец), но и в Москве, Киеве и других городах России. Его здания отличаются стройностью и красотой, обилием и разнообразием […]...
- Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения? Стихотворение “Зимнее утро” условно можно разделить на две части. В первом шестистишие секстине. описывается настроение лирического героя в предыдущий вечер, когда “вьюга злилась”, мрачные тучи почти закрывали луну, а “на мутном небе мгла носилась”. Природа воздействует на настроение героев. И лирический герой, и его возлюбленная были в тот вечер полны печали и пессимизма. Но утро […]...
- Анализ стихотворений О. Э. Мандельштама Стихотворение “Автопортрет” Художественный мир О. Мандельштама сложен для интерпретации. Перед анализом его стихотворений испытывают трудности как учителя, так и учащиеся. Одной из особенностей индивидуального стиля художника является целостная структура его поэтического мира, где все стихотворения связаны в некое единое архитектурное целое. Каждое стихотворение необходимо рассматривать, не вырывая его из контекста стихотворного цикла сборника, в который […]...
- Особенности образа лирического переживания в стихотворении М. Цветаевой “Слезы – на лисе моей облезлой…” Стихотворение, начинающееся строчкой “Слезы – на лисе моей облезлой…”, было написано М. Цветаевой 10 февраля 1922 года, накануне ее отъезда из России, и воплощает переживания поэтессы по этому поводу: (1) Слезы – на лисе моей облезлой! Глыбой – чересплечные ремни! Громче паровозного железа, Громче левогрудой стукотни – (2) Дребезг подымается над щебнем, Скрежетом по рощам, […]...
- Каково отношение лирического героя М. Ю. Лермонтова к окружающему его обществу? (ЕГЭ по русскому) Лермонтов начал писать стихи с подросткового возраста, но период творческой активности Михаила Юрьевича пришелся на период жесткой реакции в России, возникшей после восстания декабристов и эпохи нравственного и духовного подъема. Ситуация в стране отражалась на развитии культуры первой четверти 19-го столетия. В те годы пользовались популярностью студенческие кружки, общества Герцена, Белинского, Станкевича. Вместе с тем […]...
- Динамизм образа лирического героя в поэтике Маяковского Очень значимыми в художественном мире Маяковского оказываются гипербола и литота. В них раскрывается и кошмар современной жизни, и вселенское одиночество, и избранность героя, и идея ценности человеческой личности, сопоставимая с высочайшими религиозными ценностями, и любые эмоции – любовь, тоска, отчаяние, жертвенные порывы, ревность, протест. Наконец, еще одна бросающаяся в глаза деталь поэтики раннего Маяковского – […]...
- Кто из современников-поэтов использовал принцип “вписывания” лирического героя и в чем сходство с авторской моделью Евтушенко? Кто из современников-поэтов использовал принцип “вписывания” лирического героя в общую картину бытия и в чем сходство с авторской моделью Евтушенко? Формируя рассуждение на заданную тему, укажите, что принцип “вписывания” лирического героя в общую картину бытия явился одним из самых востребованных в лирике XX столетия. Вспомните текст известного стихотворения А.А. Вознесенского “Муромский сруб”, в котором лирический […]...
- Мотив единения лирического героя А. А. Фета с природой Одной из тем творчества А. А. Фета является тема единения лирического героя с природой. Поэт тонко чувствовал жизнь природы и гармонично выражал отношение к ней в своих стихах. Его лирический герой – человек тонкий, умеющий слышать музыку окружающей нас жизни. Лирический герой Фета растворяется в мире природы, погружается в ее тайны, глубины, обретает способность видеть […]...
- Творческие пути Осипа Мандельштама: поэта “серебряного века” Через все многообразное творчество поэта и его тяжелую жизнь проходит поиск ответа на вопрос, который вынесен в эпиграф сочинения. Осип Мандельштам показал огромное мастерство и дар написания во многих литературных жанрах. Он и поэт, и прозаик, и автор очерков, эссе, переводчик, литературный критики. Но самое главное Мандельштам – это поэт. Лирическое понимание всего окружающего преобладало […]...
- Образ лирического героя в творчесвтве Лермонтова Центральный образ лермонтовской лирики юношеского периода – образ лирического героя, открыто противостоящего враждебному внешнему миру. Это душа мятежная, романтическая, страдающая. Он всегда властвует над событиями и явлениями жизни. Не жизнь подчиняет его себе, а он стремится переделать ее по идеальному образцу. Но вскоре он осознает полную бесплодность своих попыток изменить устоявшийся порядок жизни, и его […]...
- Этапы творческого пути Осипа Мандельштама Посох мой, моя свобода – Сердцевина бытия, Скоро ль истиной народа Станет истина моя? О. Мандельштам Поиск ответа на вопрос, вынесенный в эпиграф сочинения, проходит через все многогранное творчество поэта и его нелегкую судьбу. Осип Мандельштам проявил большой талант и мастерство во многих литературных жанрах. Он и поэт, и прозаик, очеркист, эссеист, переводчик, литературный критик… […]...
- Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу стихотворения “Незнакомка”? В стихотворении А. Блока “Незнакомка” эмоциональное состояние лирического героя в начале и в конце произведения различно. Так, в первых строфах перед нами предстает пошлый, низкий мир, который окружает героя и который так ненавистен ему. Дикий, глухой воздух, канавы, пьяные окрики, детский плач, женский визг вызывают у него отвращение, презрение ко всему вокруг. Лирический герой “смирен […]...