Как в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное?

М. Е Салтыков-Щедрин – великий мастер сатирического слова. В своих острых по языку и мысли произведениях он боролся с вечными людскими пороками (глупость, жадность, жестокость), а также пытался показать свой взгляд на современные его времени проблемы (крепостное право, деспотическая власть). Писатель искренне верил, что помочь решить многие проблемы российской действительности, пороки русского человека может их обличение и осмеяние.

В книге “История одного города” нарисована сатирическая картина истории вымышленного города Глупова.

Но аллегория была сразу понята всем, кто знаком с отечественной историей. В фантастических событиях и образах книги явно просматривались реальные исторические события и лица.

Но речь в романе идет не о каком-то конкретном периоде русской истории, смысл здесь не в прямых исторических параллелях, а в создании гротескного образа отечественной истории.

По жанру “История” – это пародия на историческую хронику. Здесь дается жизнеописание деятельности некоторых градоначальников (Брудастого, Угрюм-Бурчеева, Фердыщенко и других). Таким образом, рассматривается вечная проблема власти, подчинения

одних другим.

В глуповских градоначальниках обобщены черты государственных деятелей разных исторических эпох. Но, с другой стороны, обращение к историческому материалу объяснялось обличением не прошлого, а современного “порядка вещей” царско-помещичьей России. Салтыков выступал здесь против абсолютистского деспотизма и политического произвола царя и бессознательностью, темнотой и смирением русского народа.

Таким образом, в “Истории” осуждается злободневное: такие темные явления русской жизни, как “аракчеевщина” с ее военными поселениями, “нечаевщина” с ее уравнительной системой. Глава “Сказание о градоначальницах” – это пародия на распутное российское императорство 18 века, на дворцовые перевороты, которые могли бы повториться во времена Щедрина.

Само наименование города Глуповым и его жителей глуповцами наталкивает нас на мысль об осмеянии вечного человеческого качества – глупости. Но в глуповцах писатель критикует и осмеивает не русский народ, как принято считать. Щедрин высмеивает отрицательные черты психологии и поведения, которые свойственны всем слоям народа, общества и власти.

Бичуя в образах глуповцев темноту и бессознательность, стихийность и неорганизованность, слепое подчинение произволу, начальстволюбие, Щедрин стремился помочь избавиться народу от того постыдного рабского чувства.

Таким образом, в социально-политическом романе Салтыкова-Щедрина “История одного города” на суд читателя выставляются проблемы, с одной стороны, вечные (деспотизм власти, слепое подчинение жестокому правителю, глупость, распутство, пресмыкание перед вышестоящими). Но, с другой стороны, эти же проблемы явились злободневными, современными и для времени писателя.

Салтыков-Щедрин, создавал произведения, темы которых актуальны и по сей день. В этом заключается одна из граней его таланта.

М. Е. Салтыков-Щедрин – великий сатирик 19-го века. В своих произведениях он поднимал важнейшие темы, извечные вопросы, над которыми задумывалось все прогрессивное человечество. Венцом сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина по праву считается “История одного города”, которую он начал писать в 1868 году, а закончил в 1870 году.

В центре внимания писателя – город Глупов, а также глуповцы, населяющие этот город.

Образы эти глубоко символичны: город Щедрина – это не просто воплощение людской пустоты и праздности, но воплощение всей царской России, всего ее общественного и политического уклада. Вышедшее в конце 19-го века, произведение вызвало большой резонанс не только в узких литературных кругах, но и в широких общественных.

Цензура и некоторые критики поняли “Историю одного города” как сатиру, относящуюся исключительно к прошлому России и главным образом к 18-му веку. Но такое понимание произведения является не совсем верным. Щедрин дает здесь сатирическое изображение всей системы российского самодержавия, соединяя и переплетая прошлое с настоящим.

Его градоначальники представляют собой обобщенные карикатуры, в которых можно узнать российских царей и вельмож не только прошлого времени, но и современных Щедрину.

Главный герой “Истории одного города” – народ, обобщенный образ которого раскрывается из главы в главу все шире. Это происходит по мере того, как в ход повествования входят все новые и новые градоначальники. Но и сами носители верховной власти города Глупова играют очень важную роль в произведении. Они – олицетворение всех пороков, носители “смертных грехов”.

Шествие глуповских градоначальников открывает Дементий Варламович Брудастый. Этот образ вбирает в себя черты правительственного деспотизма, тупости и ограниченности. В голове у Брудастого механизм, производящий только одно слово: “не потерплю!”.

Такова кратчайшая формула самодержавной системы.

Глуповцы – истинные “поклонники” власти, встречают Брудастого с восторгом, они грезят о процветании города. Но ожидания их не оправдались, так как жить им стало намного хуже: “времена настали темные и страшные”. Однако, иронично замечает Щедрин, глуповцы “не увлекались ни модными в то время революционными идеями, ни соблазнами, представляемыми анархией, но оставались верными начальстволюбию”.

Образ головы, никак не связанный с телом, возникает и при описании еще одного градоначальника, которого Щедрин именует Прыщом. Только он имел “фаршированную голову”, однажды съеденную чиновником. На том и закончилась бесславная деятельность Прыща.

Заканчивается широкое шествие градоначальников описанием деятельности Угрюм-Бурчеева, представляющей собой сатиру на организацию так называемых “военных поселений”, предпринятую Аракчеевым по требованию Александра I. Описание это не столько сатирично, сколько гротескно. Угрюм-Бурчеев действует по принципу: “что хочу, то и ворочу”: “Он еще не сделал ни каких распоряжений, а все уже понимали, что пришел конец”.

Этот градоначальник превратил город в казарму, бросил вызов самой природе: решил остановить реку. Но река не поддалась. Такое противостояние раскрывает самую суть произведения: река – это аллегорический образ прогрессивной России.

Это страна, идущая вперед, оставляющая в стороне “мусор” и “хлам”, которыми Угрюм-Бурчеев хотел перекрыть ее ток, остановить ее течение. Но, кроме того, река символизирует народ “как воплотителя идеи демократизма”. Именно такой народ Щедрин хотел видеть в России – людей, способных мыслить и понимать смысл своего существования.

Вокруг себя же он видел только “народ исторический”, то есть реальный, не идеализированный. По мнению Щедрина, это “люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что природные их свойства обросли массой наносных атомов…”

Эти “атомы” – пассивность, невежество, начальстволюбие, забитость, легковерие, способность к вспышкам слепой ярости и жестокости – изображены сатириком в крайне гиперболизированном виде. Щедрин пишет, что глуповец – это “человек, которому с изумительным постоянством долбят голову и который, разумеется, не может прийти к другому результату, кроме ошеломления”. И только правление Угрюм-Бурчеева привело к тому, что и “рядовые” глупости при всей своей забитости ощутили, что “далее дышать в этом воздухе невозможно”. Таким образом, Салтыков-Щедрин поднимает в своем произведении важные проблемы, актуальные во все времена: отношения народа и власти, сущности русского характера, природе и причинах государственной власти, вопросы человеческой психологии и так далее.

Кроме того, в “Истории одного города” он выражает свой общественный, гражданский идеал, который выражен “о противного”, путем высмеивания пороков русского общества и русской власти.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Как в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное?