Как раскрывается характер Базарова в отношениях с родителями?



Молодость – время для усвоения мудрости, старость – время для ее применения.
Ж.-Ж. Руссо
Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: “Люблю, Аркадий” (XXI). Базаров говорит правду. Он жалеет своих родителей уже потому, что “отроду лишней копейки не взял” (XXI). В страшные минуты жизни он думает о них.

Так, перед дуэлью с Павлом Петровичем во сне-бреду он видит мать, а перед смертью, понимая состояние родителей, уже не скрывает свою

любовь к ним. Он постоянно помнит о своих “стариках”, ибо, разъезжая по *** губернии с Аркадием, все время имеет в виду, что конечная цель его летнего путешествия – имение родителей, где – он точно знает – его нетерпеливо ждут: “Нет, надо к отцу проехать. (…)он от *** в тридцати верстах. Я его давно не видал, и мать тоже; надо стариков потешить.

Они у меня хороше, особенно отец: презабавный. Я же у них один” (XI). Однако Аркадий задал свой вопрос не случайно.

Отношения Базарова к родителям, если глядеть со стороны, кажутся холодными, даже неприязненными: слишком мало нежности в этих отношениях.

/> В литературоведческих разборах “Отцов и детей” главного героя принято упрекать в пренебрежении, а иногда даже в презрении к родителям. Но насколько справедливы эти упреки?
Первый упрек: Базаров не спешит домой, где, кстати, не был три года, а едет сначала в имение к Кирсановым, потом в губернский город, затем в имение Одинцовой. Добравшись наконец до имения родителей, он выдерживает в родном доме только три дня и снова уезжает. Так Базаров проявляет, мягко говоря, невнимание к старикам родителям. Но те же поступки героя можно объяснить и по-другому.

Бедность – вот причина, по которой герой три года не приезжал к родителям. Можно предположить, что у него просто не было денег на неблизкую дорогу домой или в летние каникулы он зарабатывал (в клинике, например) средства на следующий учебный год – ведь выпрашивать деньги у родителей он считает недостойным.
Базаров по натуре человек общительный, любознательный и самостоятельный. Он, несмотря на бедность, добился уважения среди студентов университета, о чем свидетельствуют его отношения с Аркадием и отзывы Ситникова (XII). Поэтому жизнь в уединенном родительском домике кажется молодому нигилисту скучной: здесь, кроме как с отцом Алексеем, и поговорить не с кем. Да и трепетные родительские заботы о “перинках” и “говядинке” для ненаглядного Енюшеньки тяжелы ему.

Вот он и жалуется Аркадию: “Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. (…) …отец мне твердит: “Мой кабинет к твоим услугам – никто тебе мешать не будет”; а сам от меня ни на шаг. Да и совестно как-то от него запираться. Ну и мать то же.

Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней – и сказать ей нечего” (XXI). Между тем Базарову через год предстоит серьезный выпускной экзамен в университете, и он, в отличие от других героев романа, намерен не отдыхать, а упорно работать все лето. Из-за этого, очевидно, он еще в Петербурге принимает приглашение Аркадия, своего почитателя и товарища по университету, погостить в Марьине – так Базаров обеспечит себе спокойное, сытое лето и не будет в тягость родителям.
Второй упрек: главный герой проявляет откровенный эгоизм в отношении родителей, не уделяя им достаточно внимания. Однако не следует забывать, что молодой нигилист приезжает к родителям сразу после тяжелого объяснения с Одинцовой. Переживая неудачу в любви, он ищет уединения и какого-нибудь занятия-отвлечения, поэтому терпеть сейчас родительские ласки ему невмоготу.

Он уезжает в Марьино, где, будучи гостем, имеет право не вмешиваться ни в какие “житейские дрязги” (XXII), и совершенно отдается своей работе. Несмотря на эти соображения, упрек в эгоизме, адресованный Базарову, справедлив.
А кто из “детей” в романе ведет себя иначе? В доме Одинцовой живет старая тетка княжна Х…я, на которую “не обращали внимания, хотя обходились с ней почтительно” (XVI). Аркадий, вернувшись вместе с Базаровым к отцу в Марьино, не может забыть красавицу Одинцову: “…прежде он бы только плечами пожал, если бы кто-нибудь сказал ему, что он может соскучиться под одним кровом с Базаровым, и еще под каким! – под родительским кровом, а ему точно было скучно, и тянуло вон” (XXII). “Грубый сын” Базаров пробыл у родителей три дня и заскучал, “нежный сын” Аркадий, тоже томясь от любви, пробыл немногим дольше: “Десяти дней не прошло со времени его возвращения в Марьино, как он опять, под предлогом изучения механизма воскресных школ, скакал в город, а оттуда в Никольское” (там же).

Да и теперешние достойные “отцы”, решая собственные житейские проблемы, относились к родителям весьма небрежно. Николай Петрович Кирсанов вспоминает: “Однажды я с покойницей матушкой поссорился: она кричала, не хотела меня слушать… Я, наконец, сказал ей, что вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям.

Она ужасно обиделась…” (XI). Разумеется, похожее поведение других героев романа не оправдывает Базарова, но показывает, что в отношении к “предкам” добропорядочные “дети” мало чем отличаются от решительного нигилиста. А их в современных литературоведческих разборах принято хвалить и ставить в пример главному герою.
Третий упрек: Базаров проявляет неуважение к своим родителям, так как не видит в них личностей. Лежа под стогом сена в имении своего отца, Базаров рассуждает: “…они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит…” (XXI). Образ “маленького человека”, столь разнообразно представленный в русской литературе, вполне опровергает подобные взгляды Базарова.

Пушкин в рассказе “Станционный смотритель”, Гоголь в повести “Шинель”, сам Тургенев в рассказе “Уездный лекарь” и т. д. доказывают, что “маленький человек” только кажется примитивным, а если приглядеться к нему, это человек со своим сложным внутренним миром, с глубокими чувствами, высокими жизненными принципами.
Доказывая, что мнение сына о стариках Базаровых совершенно неверно, Тургенев приводит факты, которые нигилист знает, но почему-то не считает существенными. Своего отца Василия Ивановича младший Базаров ласково-иронически называет “презабавный старикашка” (XX), а между тем старший Базаров, будучи сыном дьячка, выбился в люди, благодаря своей настойчивости и способностям, – выучился на лекаря. Сам сын признает, что Василий Иванович “в свое время сильный был латинист, серебряной медали за сочинение удостоился” (XXI).

Старший Базаров имеет вполне героическую биографию: участвовал в Отечественной войне 1812 года, “щупал пульс” у фельдмаршала Витгенштейна, и у поэта Жуковского, и у будущих декабристов; за свои заслуги перед государством (активно боролся с эпидемией чумы в Бессарабии) получил орден Святого Владимира (там же) и, следовательно, дворянское звание для себя и будущего потомства. Это достижение отца младший Базаров легкомысленно считает пустяком, как будто не понимает, что дворянский чин весьма облегчает ему самому жизнь в России.
В Арине Власьевне – своей матери – Базаров видит только хорошую домохозяйку. За свою жизнь она прочитала одну книгу – французский сентиментальный роман “Алексис, или Хижина в лесу”, поэтому сын-студент не знает, о чем говорить с этой простоватой старушкой. Но прав Аркадий, который на личном опыте понял, каково жить без материнской заботы и ласки: “Ты матери своей не знаешь, Евгений. Она не только отличная женщина, она очень умна, право” (XXI).

Базарову и невдомек, что его хлопотливая мать – мудрый друг и утешитель отца. Когда, погостив три дня, сын уезжает, Василий Иванович плачет от обиды и одиночества, но Арина Власьевна находит слова, чтобы поддержать мужа в отчаянную минуту, хотя и ей горько пренебрежение сына: “Что делать, Вася! Сын – отрезанный ломоть. (…) Только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня” (там же).
Не удостоен базаровского уважения и дед Власий, секунд-майор, который участвовал в Итальянской кампании Суворова. Правда, подобное пренебрежение могло появиться у Базарова, демократа по духу, в пику дворянскому преклонению перед длинной родословной. Только второй дед – Иван Базаров – избежал критической разборки: в споре с Павлом Петровичем внук-нигилист с гордостью говорит о нем: “Мой дед землю пахал” (X).
Четвертый упрек: Базаров презрительно-снисходительно относится к жизненным принципам своих родителей, а эти принципы, между прочим, вытекают из философии древнего грека Эпикура (341-270 до н. э.), оригинально развитой в поэзии римского поэта Горация (65-8 до н. э.). Гораций в своих стихах представил философию небогатого, но культурного человека, который ищет счастье в “золотой середине”, то есть в довольстве малым, в господстве над страстями, в спокойном и умеренном наслаждении благами жизни. Умеренность и покой, по Горацию, позволяют человеку сохранить внутреннюю самостоятельность. Легко заметить, что старики Базаровы живут именно так: довольствуясь малым и никому не кланяясь.

Арина Власьевна ухаживает за мужем, заботится о пище и порядке в своем домике, а Василий Иванович лечит крестьян и возделывает свой сад-огород, наслаждаясь природой и размышляя о жизни: “На сем месте я люблю философствовать, глядя на захождение солнца: оно приличествует пустыннику. А там, подальше, я посадил несколько деревьев, любимых Горацием” (XX), – рассказывает он Аркадию.
Различие жизненной философии “отцов” и “детей” проявляется в отношении к миру – созерцательно-примирительном у горацианства, активно-наступательному нигилизма: “Да, – начал Базаров, – странное существо человек. Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь “отцы”, кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером.

Ан нет: тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними” (XXI).
Нигилист Базаров очевидно взрослее своих родителей, благодаря мощному интеллекту, напряженной внутренней жизни, но родители, по Тургеневу, мудрее сына, так как умеют жить в гармонии с миром. В знаменитом споре с Павлом Петровичем Базаров заявляет:”… я тогда буду готов согласиться с вами, когда вы представите мне хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания” (X). И вот жизнь (а она, по убеждению Тургенева, богаче и разнообразнее любой теории) ставит молодого нигилиста лицом к лицу с таким “постановлением”.

Семья и семейный быт его собственных родителей достойны уважения и обладают высочайшей прочностью, так что их не может разрушить даже страшный удар – смерть единственного сына, самого нигилиста.
Итак, взаимоотношения в семье Базаровых иллюстрируют вечный как мир конфликт сменяющих друг друга поколений. Старые родители обожают и побаиваются своего высокоученого и самоуверенного сына. Перед его приездом Василий Иванович даже спорол с сюртука орденскую ленточку и отослал из столовой мальчишку, обычно отгонявшего веткой мух во время обеда. В присутствии сына старики стесняются сказать неловкое слово (а вдруг ему не понравится), показать свои чувства (“… он этого не любит.

Он враг всех излияний” – XXI). В отношении Базарова к родителям соединяются любовь и забота (не “тянет” деньги со стариков), отчуждение и поспешные оценки.
Сухое и жесткое отношение Базарова к родителям может быть следствием или нетерпимого, эгоистичного характера, или молодости. В случае Базарова имеет место, скорее, вторая причина. После того как самоуверенный нигилист навсегда распрощался с другом-учеником Аркадием Кирсановым, натворил бед в Марьине (ранил Павла Петровича на дуэли), а главное, испытал настоящую, но безответную любовь, Базаров приехал к родителям.

Потому, что больше ехать было некуда, и потому, что здесь его ждали и любили, несмотря на все его недостатки и промахи.
Теперь его отношение к родителям становится более мягким, а во время короткой смертельной болезни раскрывается его сдержанная любовь к отцу и матери. Он не жалуется на боль, чтобы не пугать стариков, соглашается им в угоду причаститься, а Одинцову просит утешить их после своей смерти: “Ведь таких людей, как они, в (…) большом свете днем с огнем не сыскать” (XXVII). В финале романа конфликт поколении в семье Базаровых исчерпан и в моральном, и в физическом смысле, а последние строки романа воспринимаются как “гимн родительской любви” (Герцен), всепрощающей и неизменной.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Как раскрывается характер Базарова в отношениях с родителями?