Как расценивать приобретение Лопахиным вишневого сада?

Справка. Лопахин Ермолай Алексеевич. Купец, прямой потомок тех, чьи лица “смотрят из каждого вишневого дерева в саду”. Старается помочь старым собственникам сада, но неожиданно в результате аукциона сам становится владельцем сада и собственноручно уничтожает красоту.

Так же удивительно сложным, многогранным есть характер Лопахина. Он очень далекий от традиционного типа капиталиста эксплуататора, который служит одному Богу – деньгам. Это чувствительный человек, которого не чужое понимание прекрасного, в частности волшебной красоты

вишневого сада.

Самая поэтическая характеристика вишневого сада – “имение, лучшее за которое нет в мире” – принадлежит именно ему. Он не обычный делец, а человек с “душой артиста”. Когда Лопахин говорит о России, в его словах – искренняя любовь к родине: “Иногда, когда не спится, я думаю: “Господи, ты дал нам огромные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя здесь, мы сами имели бы по-настоящему быть великанами”.

Он трезво воспринимает мир, имеет практические знания и здравый ум. “У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа”, – говорит

о Ермолае Алексеевиче Петя Трофимов. Возможно, в будущем он будет принадлежать к тем, которые своей финансовой поддержкой оказывали содействие расцвету русской духовности на границе XIX-XX ст. Это и сам Станиславский, и Савва Морозов, и Третьяков, и Щукин, и Сытин.

Он хочет, чтобы его деятельность приносила пользу людям, оказывала содействие прогрессу общества. В его отношении к Раневской, Трофимова много доброго, кроткого, умного. И одновременно Лопахин переживает свое финансовое завоевание имения Любови Андреевны горячо и восторженно, как осуществление мечты ребенка из крепостной семьи, как свою самореализацию, и становится в этом триумфе более чем неделикатным по отношению к бывшим собственникам.

“Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин рубит топором вишневый сад, как падают на землю деревья. Настроим дач, и наши внуки и правнуки увидят здесь новую жизнь… Музыкант, играй!”… (С иронией.) Идет новый помещик, владелец вишневого сада! (Толкнул случайно столик, и чуть не упустил канделябры.) За все могу заплатить! (Выходит с Пищиком.) (Фрагмент телеспектакля).

Это не такой простой вопрос: зачем купил, зачем уничтожает чудесный сад? Ради денег? Для наживы? Не только.

Была еще одна причина, возможно, и не осознанная им до конца: месть за позорное прошлое: “Я купил имение, где отец и дед были рабами, где их не пускали даже к кухне… Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…”

Есть у Чехова еще один актуальный образ – Яша, тот самый “грядущий хам”, о котором столько писали русские критики на границе столетий. Аморальный и бесстыдный, он единый персонаж в произведении, которое чувствует себя комфортно. Язык его дерзкий и наглый (“Надоел ты, дед. Хотя бы околел”, – так он разговаривает с Фирсом).

Имея грязные мысли и вульгарные манеры, он считает себя культурным человеком на основании того, что посетил Париж: “Сами видите, – убеждает он Раневскую взять его с собой за границу, – “страна не просвещена, народ аморальный, притом скука, на кухне кормят плохо…” Яша – обычный человек массы, основа общества потребления, которая представляет угрозу духовности.

Лопахин будто бы и есть реальный хозяин жизни. У него, сила, ум, способности. Он деятельный и трудолюбивый (просыпается в пять утра). И все таки триумфатор капиталист Лопахин не победитель, так как осуществил не то, ради чего втянулся в торги за сад.

Его мечта – спасти имение для Раневской, одолжив ей деньги, – завершилась банальным прибыльным проектом.

И вдобавок он безобразный в своем триумфе: они еще не оставили родительного гнезда, как Лопахин в неудержимом захвате начинает собственноручно рубить вишневые деревья. Противоречивость образа выясним в его отношении к другим героям.

На первый план выдвигается проблема этических потерь или приобретений человека. Лопахин замахнулся топором на что-то больше, чем вишневый сад. Ведь вишневый сад в пьесе Чехова – не просто участок с плодовыми деревьями, не просто какая-то материальная ценность, которую можно продать или купить.

Это ценность эстетичная и этическая.

Герои будущего – Петя Трофимов и Аня – умные молодые люди их претензии к прошлому и настоящему убедительные. Под каждым, словом может подписаться любой культурный человек. Кто будет оспаривать у утверждения, которое “для того, лишь бы жить в настоящем, нужно сначала заслужить прощение наше прошлое, покончить с ним, а заслужить прощение его можно лишь чрезвычайной, непрерывной работой”?

Преодолеть прошлое, переварить его призывает Петя. Все его обвинение относительно русской интеллигенции благоприятные и актуальные и сегодня: “Значительное большинство той интеллигенции, которую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к работе пока не способная.

Дальше активную позицию занимают представители мини группы “Герои будущего”.

Справка. Петя Трофимов. Сын аптекаря, вечный студент. У него есть свои взлеты и падения.

Бывший гувернер сына Раневской так и остался “умным мальчиком”, предрасположенным к бесплодному философствованию и абстрактным разговорам. Он “выше за любовь”.

Справка. Аня. Забытая дочь Раневской.

Верит в проповеди Петра, который имеет на нее значительное влияние. Верит в прекрасное будущее, которое, по ее мнению, совсем рядом и которое построить легко и просто. Называют себя интеллигенцией, а слугам говорят “ты”, с мужиками ведут себя, будто со скотом, учат плохо, серьезно ничего не читают, ничего не делают, о науке только треплют, на искусстве не понимаются”.

Цель Петра – следующее поколение, воспитанию которых он стремится посвятить себя. “Человечество идет к высшей правде, высшему счастью, которое только возможное, и я в первых лавах”, – провозглашает он. А в ответ слышит ироническое лопахинское: “Дойдет?”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Как расценивать приобретение Лопахиным вишневого сада?