Как представляют себе счастье герои поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”?

Величайший памятник русской народной жизни XIX в. – поэма “Кому на Руси жить хорошо” создавалась Николаем Алексеевичем Некрасовым в течение четырнадцати лет (1863-1876 гг.) и, к сожалению, так и осталась незавершенной. Смерть помешала поэту закончить ее. В своей поэме Не­красов воссоздает подлинную картину жизни пореформенной России. Ос­новной интерес поэта – положение русского крестьянина.

Поэму “Кому на Руси жить хорошо” называют эпосом народной жизни. Однако, несмотря на присущие этому произведению эпические черты – многоплановость

сюжета и композиции, большое количество действующих лиц, обилие массо­вых сцен, широкие пространственные границы и традиционная для эпо­пей форма путешествия – поэма имеет единый смысловой центр. Это – представление о счастье.

Понятие счастья включает в себя и социальное, и политическое, и нравственное содержание. Интересно отметить, что Некра-

сов не вкладывает в это понятие никакого религиозного смысла. Для поэта счастье – вполне конкретная земная категория, и основа этого счастья – не небесная, но земная, человеческая справедливость, свобода, равенство всех людей.

Семь

мужиков, семь временнообязанных не от хорошей жизни отправ­ляются счастье искать. Названия деревень, где проживают или, скорее, бедст­вуют некрасовские герои, говорят сами за себя: Заплатово, Дырявино, Не­елово, Неурожайка… Для семерых мужиков кажется немыслимым, что где-то могут быть Непоротая губерния, Непотрошеная волость, Избытково село.

Семь странников-правдоискателей надеются найти счастливого свя­щенника, помещика, чиновника, “купчину толстопузого”, министра, но никак не простого мужика. Да и то правда: крестьяне, которых встречают они на своем пути, – все нищие, голодные, изможденные от непосильной работы. Трудно приходится им в жизни, и, к сожалению, они ищут утешение в вине:

Нет меры хмелю русскому.

А горе наше меряли?

Работе мера есть?

И все же несмотря на чудовищную несправедливость, полное беспра­вие, жестокое обращение помещиков, безысходность и невозможность что – либо изменить, сердце русского крестьянина не очерствело, оно способно на многое откликнуться, многое понять, почувствовать и прочувствовать. Примером тому служат образы народных заступников – Якима Нагого, Ермила Гирина, Матрены Тимофеевны, святорусского богатыря Савелия, революционного демократа Григория Добросклонова.

В процессе путешествия мужиков их понимание счастья постепенно выходит за рамки представления о материальном достатке. Странники ви­дят, что русский мужик вопреки тяжелой жизни умеет найти в своей жиз­ни то, что позволяет ему выстоять во имя чего стоит жить. Некрасов убе­дительно показывает, как внутреннее нетленное богатство русской души заменяет богатство внешнее. “Счастье мужицкое” – “дырявое с заплата­ми, горбатое с мозолями” – это не иллюзия, а действительное счастье!

Крестьянин счастлив уже тем, что “дают ржаного хлебушка”, что он ловко завалил на охоте медведя, что брат вернулся с чужбины живым и невре­димым… Не случайно поэт восклицает:

В рабстве спасенное Сердце свободное – Золото, золото Сердце народное!

Понятие счастья в поэме “Кому на Руси жить хорошо” неразрывно связано с понятием совести. По народным представлениям счастливым может быть только тот, кому нечего стыдиться перед людьми, кто смело смотрит в глаза своему ближнему, у кого в груди бьется “сердце свободное”,

кто отдает все свои силы, все свои способности, свою жизнь борьбе за счаст­ливую жизнь родного народа. Вот почему так счастлив Гриша Добросклонов, несмотря на то, что

Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Григорий Добросклонов счастлив потому, что “пел он воплощение сча­стия народного”. Он – истинный счастливец во всей поэме. Некрасов всячески подчеркивает, что на поставленный его поэмой вопрос: кому на Ру­си жить хорошо? – следует ответить: Добросклонову, революционному борцу за народное счастье.

Таким образом, говоря о том, что

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею –

Николай Алексеевич Некрасов показывает, как понимают счастье ге­рои его поэмы, раскрывает народные представления о счастье. Счастье от­дельной личности – только в служении народу. Таковы последние строки последней поэмы Некрасова.

Рецензия

Тема сочинения носит проблемный характер и требует внимательного прочтения текста поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова. Содержание сочинения показывает, что автор сочинения справился с по­ставленной задачей и убедительно доказал, что свое счастье русский кре­стьянин видел отнюдь не в материальном достатке, а в тех духовно-нравственных ценностях, которые нетленны и которые составляют основу жизни русского народа. Композиция сочинения логична, язык точен.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Как представляют себе счастье герои поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”?