Как показана Толстым нравственная ущербность людей высшего света?

Толстой, сам будучи светским человеком, прекрасно знал внутреннюю сторону жизни высшего света, царящие в нем порочность лживость и корысть. В романе “Война и мир” писатель обличает ущербность и бездушие светских людей, представив жизнь высшего света тоже своего рода войной, где происходят битвы за карьеру, за чины, за выгодные браки, где люди разобщены и каждый преследует собственную выгоду, что абсолютно неприемлемо, с точки зрения Толстого, видевшего идеал жизни в единении людей.

Толстой начинает роман с описания салона Анны Павловны

Шерер, чьи посетители, как и хозяйка, – люди, “состарившиеся в свете”, наиболее характерными чертами которых являются фальшь, неискренность и полное отсутствие естественности.

Сама Анна Павловна, фрейлина императрицы, одинока и бездетна, что в контексте философии Толстого свидетельствует о ее безнравственности, “быть энтузиасткой сделалось общественным положением” этой женщины, и она всякий раз играла эту роль, чтобы “не обмануть ожиданий людей”, “делалась энтузиасткой”, даже когда ей того не хотелось.

В салоне ее собираются не из искреннего желания общения, а для того,

чтобы соблюсти светский этикет. Многие из ее посетителей преследуют свои личные цели, Как, в частности, князь Василий, желавший выгодно женить Анатоля, который “стоил ему сорок тысяч в год”, и определить Ипполита первым секретарем в Вену, в чем ему могла помочь Анна Павловна. Княгиня Друбецкая в свою очередь приезжает с тем, чтобы “выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну Борису”.

Сам же салон Анны Павловны напоминает “прядильную мастерскую”, в которой все четко установлено и регламентировано, чья хозяйка все время “заводит равномерную, приличную разговорную машину”, “пускает разговор в надлежащий ход”. Гости ее говорят все “по привычке, как заведенные часы” на политические темы, принятые в салоне, в частности об убийстве Наполеоном герцога Энгиенского. Сам факт убийства человека мало кого волнует, но все присутствующие, будучи монархистами, страшились падения династии Бурбонов во Франции и ненавидели Наполеона не как убийцу, а как носителя идей революции.

Всяческое вольнодумие и радикальные суждения в салоне не допускались, поэтому гости Анны Павловны были совершенно обескуражены – высказываниями Пьера о величии и благородстве Наполеона…

“Как хороший метрдотель”, Анна Павловна “сервировала своим гостям” какого-либо интересного человека, представляя их гостям с лучшей стороны, как “нечто сверхъестественно-утонченное”. Посетители же ее салона при необходимости принимали “притворно-сладкое выражение лица”, разыгрывали определенные роли, говоря при этом лениво, как “актеры говорят роль старой пьесы”. Однако “из-за их приличия и сочувствия просвечивалось равнодушие”, “улыбка сливалась с не улыбкой”, что выказывало их истинную сущность, их лицемерие и безнравственность.

Своеобразной традицией салона, фальшивой и показной, был “обряд приветствования никому не интересной и не нужной тетушки”. Поприветствовав ее, все подходившие “с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности” отходили от старушки, тут же о ней забывая. Показная почтительность и уважение к ней были не более чем одной из многочисленных ролей гостей Анны Павловны.

Так описание Толстым этого салона воссоздает атмосферу холодности, чопорности и неискренности светского общества, убивающую все добрые и благородные чувства, опустошающую душу и ожесточающую сердце. Цинизм и расчетливость светских людей, скрываемые внутри, Толстой обличает и в сцене смерти графа Безухова.

В доме находящегося при смерти графа собирается множество людей, являющихся возможными претендентами на его огромное состояние или желающих “посочувствовать и оказать почтение” умирающему, чтобы заручиться поддержкой его наследников. Приближающаяся смерть человека абсолютно безразлична присутствующим, однако каждый умело принимает выражение “кроткой печали и всепрощения”. Когда же в доме появляется Пьер, оказавшийся единственным наследником состояния графа, все смотрят на него “со страхом и даже подобострастием”, пытаются всячески угодить ему, то поднимая его упавшую перчатку, то уступая место Пьеру, которого дотоле не замечали и к которому относились с пренебрежением.

Анна Михайловна Друбецкая, вызвавшаяся “соблюдать интересы Пьера”, чтобы потрм тот оказал протекцию Борису, ведет себя как истинная “деловая петербургская дама”, смело отстаивая права Пьера на наследство и всячески противостоя князю Василию и княжне Катишь. Страх же, “выразившийся на лице” князя Василия при появлении Пьера, страх, “столь несвойственный его важности”, и злобный и решительный вид Катишь, готовой отчаянно сражаться за свое право на состояние графа, обличают мелочность, лживость Непорочность этих людей, чуть не дошедших до драки у кровати умирающего за мозаиковый портфель, в котором лежало завещание…

Таким образом, Толстой изображает светских людей как бездумных, неспособных к искренним чувствам, не имеющих в душе ничего, кроме холодного расчета и желания соблюсти свои собственные интересы. Писатель, обличая безнравственность и ущербность представителей светского общества, показывает, что в высшем свете нет места “простате, добру и правде”” нет места величию, нет места ничему, кроме низости, обмана, зависти, интриг, лицемерия и холодного. равнодушия.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Как показана Толстым нравственная ущербность людей высшего света?