Как подружить существительное с числительным

Как “подружить” существительные с числительными?

Дошкольники 5-6 лет при согласовании числительных с существительными часто допускают ошибки. В группах, которые посещают Дети с общим недоразвитием речи (ОНР), эти достаточно трудно усваиваемые понятия отрабатываются и повседневно, в ходе различных режимных мероприятий, и на специальных занятиях. (Известно, что аналогичные ошибки встречаются и в речи детей из массовых групп.) С дошкольниками с ОНР важно проводить занятия на знакомом им материале, т. е. в новые темы обязательно

включать ранее усвоенные понятия, тем самым закрепляя и повторяя их.

Мы хотим предложить педагогам как специализированных, так и массовых дошкольных учреждений познакомиться с занятиями, цель которых – помочь детям усвоить нормы согласования существительного с числительным.
Примерный ход занятия таков.

1. Организационный момент. Ребенку предлагают ответить на вопрос и после этого сесть на место.
– Кого много живет в доме? (Людей)
– Чего много в большом доме? (Окон)
– Кого много в зоопарке? (Животных)
– Кого много в море? (Рыб.)
– Чего много в море? (Воды, водорослей.)

Чего много летом на деревьях? (Листьев?)
– Кого много в конюшне? (Лошадей.)
– Кого много в курятнике? (Кур.)
– Чего много в лесу? (Деревьев.)
– Чего много у тебя на голове? (Волос.)
Отвечая на эти и аналогичные вопросы, дети, во-первых, повторяют темы “Кто это” и “Что это” и, во-вторых, учатся образовывать форму существительных во множественном числе в родительном падеже. На поставленные педагогом вопросы можно отвечать и одним словом, и целым предложением. (Число вопросов должно соответствовать количеству детей в группе.)

2. Введение в тему занятия.
Логопед. Сегодня мы будем считать и отвечать на вопрос “сколько?”. Будем считать предметы и обратим внимание на то, что слова, их обозначающие, будут изменяться, когда встанут рядом с числом 2 и с числом 5. Давайте в этом убедимся.
Логопед предлагает одному ребенку сосчитать мальчиков (один мальчик, два мальчикА, три мальчикА, четыре мальчикА, пять мальчикОВ, шесть маль-чикОВ и т. д.), а другому – девочек, кукол.

3. Считаем по-другому!
На столе у логопеда стоят матрешки (не более семи).
Логопед. Сколько матрешек стоит на столе? (Дети считают хором?) Кто еще хочет посчитать? (Считает один ребенок?) А теперь закройте глаза. (Убирает две матрешки?) Сколько я убрала матрешек? Сколько матрешек осталось? (Две матрешки убрали, пять матрешек осталось).
Такое же задание дети выполняют, считая другие предметы, названия которых относятся к мужскому и среднему роду (например, два стула, два окна, пять стульев, пять окон). Таким образом, дети учатся согласовывать существительное с числительным и одновременно повторяют тему, связанную с определением рода существительных.

4.

Физкультминутка.
Логопед открывает наборное полотно, на котором рядами расположены картинки, например: две бабочки, три зайчика, пять зонтиков, шесть яблок, семь шариков. Дети считают предметы в первом ряду полотна, во втором и т. д. и ставят рядом с ними карточки с нужными цифрами (2, 3, 5, 6, 7).
Затем логопед предлагает детям встать и посмотреть на эти цифры.
Логопед.
Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько бабочек у нас. (По знаку логопеда дети прыгают и считают свои прыжки)
Мы нагнемся столько раз,
Сколько зайчиков у нас. (Аналогично?)
Мы присядем столько раз,
Сколько зонтиков у нас.
Топнем ножкой столько раз,
Сколько яблочек у нас.
Потянулись столько раз,
Сколько шариков у нас.
Количество предметов в каждом ряду и, соответственно, движений можно варьировать по усмотрению педагога. Желательно физкультминутку проводить в темпе.

5. Знакомимся с числительным “один”.
Логопед показывает детям огурец, морковь, яблоко (картинки или муляжи).
Логопед. Сколько у меня оурцов? (Один.) Сколько морковок? (Одна?) Сколько яблок? (Одно.) Видите: предметов одинаковое количество, а говорим по-разному: один, одна, одно. (Дети повторяют тему “Род существительного”.)

6. Рассматриваем картинку.
Логопед. Кто изображен на этой картинке? Верно, петух.
Про что у петуха можно сказать “одна”? (Одна голова, одна бородка?) Про что можно сказать “два”? (Два крыла, два глаза?) Про что можно сказать “один”? (Один хвост, один клюв?) Про что можно сказать “две”? (Две шпоры?) А чего у петуха много? (Перьев?)

7. Чего не хватает?
Логопед. Посмотрим на картинки и скажем, сколько и чего не хватает у изображенных на них животных.
Чего не хватает у кошки? (Четырех лап, двух ушей?)
Чего не хватает у барана? (Двух рогов) Чего не хватает у лисенка? (Хвоста) Чего не хватает у волка? (Одного уха и одной лапы) Чего не хватает у осла? (Двух ушей)

8. Продолжаем учиться при счете правильно говорить.
Детям предлагают картинку – дорожный пейзаж средней полосы России. В нижней части картинки – прорези, в которые вставляются дома, деревья, машины.
Логопед (вызывая детей по одному). Что мы видим вдоль дороги? Сосчитай дома… деревья… машины.

Помни, что слова эти рядом с числительными надо употреблять правильно!
Дети. Один Дом, два дома и т. д. {н еменее 5). Одна машина, две машины и т. д. Одно дерево, два дерева…
Чтобы охватить больше детей, можно предложить продолжать счет, например: “Маша, посчитай, сколько домов стоит вдоль дороги. (Один дом, два дома, три дома..) Саша, продолжай считать дома. Дети, слушайте внимательно: правильно они считают?”
Если ребенок допускает ошибки в согласовании, логопед обращает на это внимание детей и спрашивает: как нужно сказать правильно? Можно предложить одним детям вставлять в прорези дома, машины, деревья, а другим их сосчитать. Детей все время вызывают к доске, не давая им засиживаться (в течение всего занятия они находятся в движении) и отвлекаться.

9. Что на картинке?
У каждого ребенка на подносе на краю стола лежат картинки изображением вниз (вазочки, тарелки, корзинки, аквариум с прорезями и вставленные в них маленькие вырезанные из бумаги сливы, конфеты, морковки и т. д.).
Логопед. Переверните картинки, посмотрите и ответьте на вопрос, что лежит у вас на подносах, полным предложением. (У меня в тарелке пять слив. У меня в аквариуме две рыбы. У меня в вазе четыре яблока и т. д.)
Можно предложить детям самим вставлять картинки в прорези.

10. Пишем телеграммы! Логопед. Посмотрите, кто к нам пришел. (Буратино.) Правильно! Буратино принес телеграммы. (У Буратино несколько листков, на которых печатными буквами написаны тексты типа “Выслать, посылка, 2”)
Ничего не поняла! На почте, видимо, что-то перепутали! Давайте вспомним, как нужно сказать правильно.
Логопед дает модель: “Вышлите две посылки”. Дети берут телеграммы и по одному читают тексты, а остальные помогают правильно составить телеграммы.
Тексты для телеграмм могут быть такими.
Прислать, книга, 5.
Мама, купить, шуба, 2.
Приехать, папа, через, день, 6.
Мурка, 3, родить, котята.
У, 3, река, дерево.
Лодка, в, весло, 2.

11. Поиграем напоследок? Закончить занятие можно подвижной игрой “Мы делили апельсин”. Дети становятся в круг.

Логопед надевает на голову водящего шапочку “волка”.
Дети хором повторяют за логопедом стихи.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайся кто куда!
Дети разбегаются. Тот, кого “волк” догонит и осалит, становится водящим. Игра повторяется два-три раза.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Как подружить существительное с числительным