Как писать сочинение в жанре рецензии

Речевое произведение (сочинение) в жанре рецензии вот уже в течение нескольких лет стало традиционным в старших классах. И если в первые годы такая тема повергала учителей и старшеклассников в смятение (а что за жанр рецензия?), то в последние два-три года написание сочинения данного жанра вроде бы не является проблемой. Однако анализ рецензий, созданных учащимися, показывает, что жанр значительной части работ может быть лишь с большой натяжкой определен как рецензия.

Как правило, такие речевые высказывания содержат весьма поверхностный

анализ художественного произведения и общие впечатления от прочитанного, которые “подаются” в виде “вкраплений” в заключительной или же в аналитической части “рецензии”.

Разумеется, школьники (даже выпускники) не литературные критики, да и сам жанр рецензии достаточно сложен. Но нельзя все промахи в творческих работах старшеклассников списывать на сложность жанра, утверждая при этом, что созданное ими “творение” – “школьная рецензия”, а в ней допустимы (только непонятно, кем и на каком основании?) все те отклонения (включая и нарушение канонов жанра), которые можно наблюдать

в речевых произведениях учащихся. Нет такого речевого жанра – “школьная рецензия”. Есть рецензия.

А значит, есть и каноны жанра, которыми учащиеся должны овладеть в процессе литературного образования (как овладевают они законами рассказа как жанра, статьи, сказки и т. д.). Это требование к уровню подготовки школьников 10 – 11 классов четко зафиксировано в учебных стандартах: “Учащиеся должны… писать рецензию на доступное, отвечающее интересам школьников произведение литературы”.

Научить школьников создавать речевое высказывание по законам того или иного жанра – задача учителя-словесника. Это бесспорно. На наш взгляд, трудности в обучении рецензии заключаются в другом.

Прежде всего это связано с толкованием самого жанра рецензии. Приведем некоторые из определений:

1. “Рецензия (от лат. recensio) – рассмотрение, отзыв, разбор и оценка нового художественного (лит., театр., муз., кинематографического и т. п.), научного или научно-популярного произведения…”.

2. Рецензия – “письменный разбор, содержащий критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма. “…” (От лат. recensio – рассмотрение, обследование)”.

3. “Рецензия (лат. recensio осмотр, обследование) – статья, целью которой является критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, спектакля, кинофильма и т. п.”.

Уточнение некоторых жанровых признаков рецензии содержит дефиниция, предложенная в книге “Жанры русской литературной критики 70 – 80-х гг. XIX века”: “Рецензия – это более или менее развернутый целостный анализ произведения и его основных проблем, в ней важна не только информативная, но и оценочная направленность, стремление критика обосновать свою позицию…”4. Здесь выделены наиболее специфические черты жанра – “целостный анализ произведения”, “оценочная направленность”, обоснованность позиции автора.

Еще одна трудность в обучении рецензии вызвана недостаточно четким представлением учащихся о структуре рецензии. Для вычленения компонентов структуры обратимся к работам литературоведов и методистов. В Литературном энциклопедическом словаре отмечается: “В рецензии на книжное издание обычно даются его библиографическое описание, краткая информация о содержании, общественной проблематике, стиле произведения, критическая оценка произведения”.

Авторы методического пособия “Литература. 9 класс” (под ред. Т. Ф. Курдюмовой) считают, что “оценка прочитанного… должна быть обоснованной, подкрепленной ссылками на текст произведения с кратким изложением его содержания”.

К числу других особенностей рецензии (кстати, в пособии рядом с этим словом стоит и слово “отзыв”) методисты относят свободную форму изложения “мыслей и чувств”, эмоциональность, “проявление в отзыве… личности, симпатий и антипатий”, то есть подчеркивают эссеистический характер речевого высказывания.

Думается, что в данном случае мы наблюдаем либо смешение двух разных литературно-критических жанров: отзыва и рецензии (а под определение авторов попадает еще и эссе), что, несомненно, может дезориентировать не только учащихся, но и учителя при рассмотрении канонов рецензии как жанра; либо слово “отзыв” здесь употребляется как синоним к слову “рецензия”. Между тем в задачу словесника входит научить школьников не только рецензии, но и отзыву, жанру, строящемуся по своим законам.

В данном определении выделяется еще одна функция рецензии – информативная. Основная характеристика рецензии как жанра заключена в трех словах: отзыв, разбор, оценка. Отзыв здесь следует понимать, наверное, как “суждение, содержащее оценку”, а разбор – как целостный анализ, что достаточно полно отражает суть жанрового своеобразия рецензии.

В предлагаемом определении, однако, не все ясно. Как, например, школьник должен “соизмерять” объем рецензии и критической статьи? И будет ли он вообще знать о законах, по которым пишется литературно-критическая статья, к тому моменту, когда его начнут обучать созданию рецензии?

Что такое “краткость оценки”? Почему о композиции “должна даваться информация”? Разве наблюдения над композицией не входят в “критический разбор” и не влияют на оценку произведения и т. д.?

Справедливы в названном пособии рассуждения авторов по поводу необходимости обучения рецензии: “Овладение жанром рецензии – это очень высокая степень читательской квалификации”. Утверждение же о том, что “пишущий должен продемонстрировать навыки грамотного анализа текста, умение обратиться не только к его тематике и проблематике, но и оценить художественные достоинства, и сделать это… ярко, убедительно, эмоционально, с максимальным раскрытием авторского “я”, подчеркивает субъективный (эссеистический) характер рецензии, хотя и не раскрывает, по каким критериям следует определять, “максимально” ли раскрыто “авторское “я”.

Достаточно полную характеристику рецензии как жанра дает Е. Корнилов: “Обязательными структурными элементами каждой рецензии, выражающими информационно-аналитическую суть жанра, являются:
1) сообщение о произведении искусства, его авторах, времени и месте издания;
2) анализ темы и идеи – содержания произведения искусства;
3) анализ средств выражения темы, идеи, системы образов, мастерства – художественной формы”.

Довольно убедительным с точки зрения методики развития речи нам представляется толкование рецензии, данное О. А. Сальниковой: “Рецензия – более или менее целостный анализ произведения с оценочной направленностью, причем рецензент стремится не только обосновать свою позицию, но и привлечь внимание читателя к рецензируемому произведению”. В таком определении четко вычленяются содержательный и коммуникативный аспекты рецензии как жанра, что вполне отвечает деятельностному подходу к речевому развитию школьников.

Итак, рецензия – это речевое высказывание, содержащее анализ произведения и его оценку, передающую личностный характер восприятия. Для рецензии характерна информативная направленность, свободная композиция.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Как писать сочинение в жанре рецензии