Как писать сочинение на литературную тему



Сочинение – это целенаправленное высказывание, поэтому основное требование к нему – раскрыть тему. Раскрыть тему в сочинении по литературному произведению – это значит последовательно проанализировать данный текст под углом определенной проблемы; развернуто и логически связно ответить на поставленный вопрос. То есть: чтобы раскрыть тему, школьное или вступительное сочинение должно опереться на три основания: оно должно начинаться с постановки вопроса или проблемы (во вступлении).

Завершаться – ответом на вопрос или итоговым

выводом (в заключении); движение же от вопроса, к ответу, от постановки проблемы к выводу должно определяться основной мыслью сочинения – идеей, исходящей из его темы (в основной части).

(Вступление к сочинению)

При постановке вопроса или проблемы необходимо,, чтобы они прямо вытекали из заданной темы сочинения. Следует помнить: иногда недостаточно поставить вопрос или проблему, а надо еще и обосновать – показать их важность для данной темы и всего анализируемого произведения. В одних случаях вопрос затрагивает только один из аспектов темы – тогда он и нуждается в обосновании; так, если к теме

“Старое и новое в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” задан вопрос: “Почему Софья выбрала Молчалива, а не Чацкого?” – пишущий должен доказать связь темы и вопроса, а также существенность вопроса для раскрытия темы.

Если же – в других случаях – вопрос относится к теме в целом, обоснование не требуется; сочинение на вышеуказанную тему вполне можно начать с вопроса: в чем суть конфликта старого и нового?

Ставя вопрос или проблему, важно найти опорные слова. Возьмем, например, сочинение “Духовные искания Андрея Болконского” – ясно, опорное словосочетание здесь – “духовные искания”. Далее следует вдуматься: чему оно может быть противопоставлено?

С одной стороны оно персонализировано внешним исканиям – карьерного успеха или удовольствий; с другой стороны, духовной успокоенности. От того, на каком слове будет сделан акцент, зависит дальнейшее развитие темы.

Задача пишущего при постановке вопроса или проблемы – увидеть в заданной теме идею – ту идею, которую ему надо будет развернуть в основной части сочинения. Идея обязательно должна присутствовать уже в самом вопросе; она возникает тогда, когда в опорных словах темы подчеркнуто нечто особое, выделяющее их в ряду других слов. Так, в сочинении “Особенности жанра сказки у М. Е. Салтыкова-Щедрина” опорное слово, конечно, – “сказка”.

Особенности” сказки – в том, что выделяет ее в ряду других жанров. Сказка – это не просто вымысел, а фантастический вымысел. Выяснив эту – главную – особенность сказки как жанра, мы получаем право задать ключевой вопрос: а зачем Салтыкову-Щедрину понадобился фантастический вымысел, с какой целью он прибегает к фантастике, какие возможности она ему дает?

Другой пример: сочинение “Идея свободы в поэзии А. С. Пушкина”. Выбрав определенный смысловой ряд для опорного слова “свобода”, учащийся выбирает направление дальнейшего рассуждения. Первый вариант: “идея свободы” противопоставляется социальному “рабству” – тогда должна быть рассмотрена ранняя гражданская лирика Пушкина в контексте александровской эпохи и декабристского движения. Второй вариант: “идея свободы” раннего Пушкина противопоставляется изменившейся “идее свободы” позднего Пушкина – тогда должна быть рассмотрена эволюция поэта.

Третий вариант: “идея свободы” связывается с обстоятельствами биографии Пушкина – тогда сочинение должно быть посвящено борьбе поэта за свою личную и творческую свободу.

Постановка вопроса или проблемы осуществляется во вступлении к сочинению. От вступления во многом зависит тот настрой, с которым будет читаться (проверяться) сочинение: оригинальное, умное, демонстрирующее эрудицию вступление чаще всего будет настраивать читающего (проверяющего) на более высокую оценку сочинения; скучное, банальное и бессодержательное – на более низкую.

С постановки вопроса или проблемы уже начинается процесс раскрытия темы. Во вступлении же можно начинать не с вопроса или проблемы, а с их подготовки. В этом случае задача будет следующей: настроить читающего на восприятие основной идеи сочинения, подготовить развертывание идеи – эмоционально и тематически (в самом широком смысле).

Еще в древних риториках оратору предписывалось в поисках сочувствия публики действовать “обходами и обиняками” (М. Л, Гаспаров). Но следует помнить: это рискованный путь.

Чтобы добиться в предварительном рассуждении должного эффекта, от пишущего требуется эрудиция и владение приемами эссе-изма – чтобы избежать обычных для вступления к сочинению опасностей – банальности и тавтологии. Еще одно условие вступления: оно не должно быть оторвано от темы; так, было бы ошибочным, предваряя сочинение на тему “Вольнолюбивая лирика Пушкина”,

Писать о значении русской литературы для современности и т. д.

Развертывание идеи сочинения (Основная часть)

Говоря о развертывании идеи сочинения, прежде всего надо заметить, что оно требует доказательности и последовательности.

Доказательность

Какие требования к учащемуся или абитуриенту включает понятие доказательности? Первое требование – необходимость опоры на текст анализируемого произведения: слово писателя не должно быть потеряно пишущим из поля зрения; один из наиболее верных способов аргументации – через цитату или апелляцию к тексту. Одни тезисы могут быть доказаны просто цитированием, в других случаях требуется пересказ содержания.

Сначала приведем пример аргументирующего цитирования. Выдвинут тезис:

Что необходимо для покаяния, для очищения души? Внутреннее “я”, внутренний голос. Право на душевную жизнь, на “чувства” и “раздумья” имеют в “Мертвых душах” Н. В. Гоголя только Плюшкин (в меньшей степени) и Чичиков (в большей степени).

Тезис должен быть подтвержден набором цитат:

“С каким-то неопределенным чувством глядел он (Чичиков) на домы…”; “неприятно, смутно было у него на сердце,..”; “какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им”, – фиксирует Гоголь моменты внутренних движений у своего героя.

А теперь приведем пример сложной апелляции к тексту – с элементами цитирования и аналитического пересказа. Тезис таков:

Герой поэмы Чичиков перестает быть одномерным. В пошлости и мелком бесовстве “подлеца” мерцают блики “живой души”, для которой возможно восхождение.

Тезис аргументируется апелляцией к завершающему отступлению первого тома “Мертвых душе: Обратим внимание на то, как автор переходит к знаменитому отступлению о “птице-тройке, завершающему первый том “Мертвых душ”. Селифан погнал коней; Чичиков улыбнулся, “ибо любил быструю езду”; и тут же – авторское обобщение: от свойства одного Чичикова он переходит к свойству всех русских (“И какой же русский не любит быстрой езды!”). Далее – еще одно обобщение: от тройки Чичикова автор переходит к тройке вообще (Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?”). И, наконец, мысль автора достигает предела обобщения – под стать грандиозной поэме, – тройка сравнивается им с Русью: “Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?” Так совершается восторженное “восхождение” – от Чичикова с его бричкой к таинственно-патетическому вопрошанию: “Русь, куда же несешься ты? дай ответ.

Не дает ответа”. Получается, что и Чичиков причастен к этому “полету”, а значит, и к “тайне”: он не застыл, не завершился, он открыт для перерождения и о его судьбе стоит вопрошать.

Второе требование доказательности – необходимость построения системы аргументов. Аргументация должна соответствовать логическим правилам – но при этом нельзя не учитывать специфики литературного текста.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Как писать сочинение на литературную тему