Как написать работу “Сочинение-рецензия”

Рецензия откликается на какое-либо художественное произведение или событие в мире искусств (спектакль, фильм, концерт, выставку); при этом само собой подразумевается, что эти произведение или событие – современные. Слово “рецензия” происходит от латинского “рассмотрение”; латинское значение подсказывает основное требование сочинения-рецензии – Необходимость рассмотрения и оценки конкретного произведения “по горячим следам”. Оценка выводится из рассмотрения, а рассмотрение ориентировано на оценку – в этом главная

особенность сочинения-рецензии.

Мастерство рецензента заключается в сочетании острого рассмотрения данного художественного факта и в вынесении ему логически обоснованной оценки. Традиционно рецензия состоит из трех частей: первая – краткий рассказ об авторе книги (режиссере, художнике и т. д.) и его творчестве; вторая – характеристика данного художественного факта; третье – оценочный вывод. Рассказ об авторе не должен быть слишком развернутым – ведь это всего лишь пролог к основной части – к характеристике.

При характеристике

не только допустимым, но и желательным является пересказ – ясно почему: от рецензента требуется познакомить читателей с данным произведением. Однако это не значит, что одного пересказа будет достаточно: необходим еще и непринужденный анализ произведения, его. удач м неудач, его слабых и сильных сторон. В отличие от автора обычного сочинения, рецензент работает В более свободном стилистическом поле: для него вполне уместны эмоциональные эпитеты, иронические фигуры, игровые жесты и легкие отсылки к другим художественным фактам.

Также свободен рецензент ив выборе позиции: сочинение-рецензия может быть написано не только с нейтральной точки зрения, но и с точки зрения неискушенного читателя (зрителя, и т. д.), знатока и ценителя, заинтересованного современника. Сочинение-рецензия – один из немногих жанров школьной программы, допускающих литературную игру. Тем более ему противопоказаны дежурные школьные штампы.

Приведем пример рецензии, для которой требуется вступление-обоснование, – на первую публикацию “Петербургских дневников” Гиппиус в России:

“Петербургские дневники” 3. Гиппиус вышли в Париже более шестидесяти лет назад (в 1929 году), но на родине издаются впервые Живые лица. Стихи. Дневники.

Тбилиси, 1991). Закрыто очередное “белое пятно” на карте “серебряного века”? Да, но не только. Вернувшаяся из эмиграции книга – событие – литературный факт сегодняшнего дня.

Эта рецензия – отклик на новость и потому вполне уместна.

Дневники Гиппиус возникли на пересечении трех плоскостей: быта (дневник “в стол”), истории (“летопись”) и литературы (“дневник для печати”, сознательно избранный как литературный, жанр. Перед нами уникальное соединение литературы и документа. Современному читателю книга близка и как литература, и как документ.

Сегодняшний читатель живет “в истории” – слышит “шум времени”. Парадоксальное следствие: его интерес к исторической литературе несколько снизился, В недавние годы книга читалась уже только потому, что она – мемуары, исторический роман, биографический очерк – дневник, наконец. Отчуждение от истории делало читателя неразборчивым – сегодня он выбирает.

Дневники Гиппиус стоит выделить из массы публикуемых дневников и мемуаров – у нее особенные, необычные отношения с Клио (музой истории)”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Как написать работу “Сочинение-рецензия”