Как написать обществоведческое эссе
Одной из важнейших составляющих образовательной реформы является введение не только государственных стандартов общего обра-зования, но и современных технологий независимой проверки знаний
Учащихся. Одной из них является Единый государственный экзамен (ЕГЭ). ЕГЭ по обществознанию был введен в качестве эксперимента для выпускников школ Российской Федерации в 2015 г. Опыт показал, что очень часто выпускники выбирают для сдачи ЕГЭ именно обществознание.
Во многом это обусловлено тем особым местом, которое обществоведческие учебные
Аналитический материал по итогам Единого государственного экзамена ежегодно публикуется в журнале “Народное образование” (по всем учебным дисциплинам) и в журнале “Преподавание истории и обществознания в школе”. Обобщенные результаты ЕГЭ за последние годы показывают, что у выпускников вызывает трудности выполнение заданий с текстовыми фрагментами (С4 – С7) и выполнение альтерна-тивного задания – обществоведческого эссе (С8). Более того, написание эссе является
При написании эссе учащиеся должны, используя соответствующие понятия обществоведческого курса и опираясь на знания, полученные при изучении учебной дисциплины, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести нужные аргументы в обоснование своей точки зрения. В действительности значительная часть работ представляет собой рассуждения на обыденном уровне. В них отсутствует выдержанная логическая линия, приводятся при-митивные примеры. Нередко ответы – это нелогичные теоретические положения без определения собственной аргументированной позиции.
В предложенных ответах отсутствуют необходимые обобщения и выводы. Выпускники не могут раскрывать теоретическое положение на конкретном материале и приводить примеры определенных общест-венных явлений, действий, ситуаций.
Единой модели образца написания эссе нет. Однако есть опреде-ленные правила, которых следует придерживаться.
“Эссе” (от франц. “попытка, проба”) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индиви-дуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета. Стиль эссе отличается образностью и широким использованием разговорной лек-сики. Выделяют беллетристические, литературно-критические, фило-софские, обществоведческие и другие эссе.
Сегодня при обилии учебников и учебных пособий, подразумеваю-щих своеобразное отношение их авторов к описываемому материалу, существует различная трактовка многих событий, фактов, теорети-ческих положений. Поэтому важно научить выпускника правильно выражать свое мнение. В эссе можно выражать нестандартные, пара-доксальные, даже, может быть, дерзкие мысли.
Не следует требовать от пишущего правильных, с точки зрения учи-теля, выводов. Эти выводы могут быть абсолютно субъективными, так как стиль эссе рассчитан на то, чтобы автор выразил свою личность.
Необходимо предупреждать учащихся, что форму своего письменно-го высказывания, жанр своей творческой работы (а эссе обязательно под-разумевает творческое начало) нужно выбирать в соответствии со своими внутренней потребностью, миропониманием и мироощущением.
Несмотря на то, что эссе не предполагает определенной типовой композиции, строгой систематичности в изложении материала, подго-товка к нему необходима, ибо свобода формы и аморфность (бесформенность) не одно и то же. Эссе еще можно обозначить как размышления по поводу услышанного, увиденного, прочитанного. Задачей же учителя обществознания как раз и является научить оценивать, размышлять, выражать свое собственное отношение.
Эссе помогает в самом процессе учебы (учащиеся, как правило, лучше запоминают то, о чем пишут). Оно позволяет привести мысли по теме в порядок; сформулировать свои тезисы и аргументы; определить круг вопросов, относящихся к теме; мыслить ассоциативно, а не репродуктивно. Кроме того, эссе помогает свободно овладеть языком обществоведческой теории, развивает нестандартное, оригинальное мышление.