Как мы поняли сказку Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”

Урок-размышление в 5-м классе

Цели:

А) раскрыть проблемы, поставленные автором в произведении;
б) вести речь о неизменных человеческих качествах, иронически изображенных писателем;
в) способствовать развитию стремления осуществить светлую мечту о высоком предназначении человека;
г) постигать философию произведения, его нравственную сторону;
д) воспитывать чувство дружбы, верности, развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

Грамзапись песни “Нежность” Н. Добронравова, А. Пахмутовой; магнитофонная

запись мелодии песни “Маленький принц” М. Таривердиева; рисунки школьников; словарь произведения; портреты Экзюпери; ксерокопии увеличенных фотографий песков Сахары, самолета, на котором летал писатель.
Плакаты: “Светильники надо беречь: порыв ветра может погасить их”; “…Не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил”; “Зорко одно лишь сердце”; “…И сразу же приведи в Порядок свою планету”; “Надо судить не по словам, а по делам”; “Тогда суди сам себя. Это самое трудное…”.

1-й урок

“Минутка” поэзии

Ученица читает наизусть стихотворение

“Маленький принц” Николая Добронравова.

Кто тебя выдумал, звездная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому,
Прямо за пристанью бьется волна.

Ветреным вечером смолкнут крики птиц.
Звездный замечу я свет из-под ресниц.
Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне
Выйдет доверчивый маленький принц.

Самое главное – сказку не вспугнуть,
Миру бескрайнему окна распахнуть.
Мчится мой парусник, мчится мой парусник,
Мчится мой парусник в сказочный путь.

Где же вы, где же вы, счастья острова?
Где побережие света и добра?
Там, где с надеждами, там, где с надеждами
Самые нежные бродят слова.

В детстве оставлены давние друзья.
Жизнь – это плаванье в дальние края,
Песни прощальные, гавани дальние.
В жизни у каждого сказка своя.

(Выходит школьник в костюме Маленького принца.)

Мини-конкурс

1. Как вы думаете, что здесь изображено?

(Место в пустыне Сахара, где Маленький принц – инопланетянин явился к летчику, потерпевшему аварию, из другой – “поэтической” галактики.)

2-6-й вопросы можно предложить из методического пособия В. А. Скрипкиной “Контрольные и проверочные работы по литературе” для 5-8-х классов. М.: Дрофа, 1996. С. 171-172.

Беседа

1. Сколько глав в сказке? (27.)
2. Кто ее главные герои, назовите их. (Автор, Маленький принц, Лис, Роза, Змея.)
3. Подумайте, какими словами (одним словом, словосочетанием) можно сказать об этом произведении, о сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.
(Учитель: ” Подарок сердцу”, “золотой ключик” к литературе. Ответы учеников. )
4. Какие заголовки вы подобрали к сказке?
5. Кто из вас подобрал эпиграфы к произведению?
6. Какой он, Маленький принц? (Детали портрета, поведения.)
7. Как он относится к “своей планете”? А что мы называем “своей планетой”? Каким образом можем приводить ее в порядок?
У каждого “своя планета”. А есть ли планета у вас? Поразмышляем над понятием “моя планета”.

Поэтический листопад

Чтение детьми стихов, навеянных прочитанным (8 пятиклассников из 37 сочинили на факультативе “Уроки поэзии и творчества” свои стихи).

Размышления учащихся над призывом-заклинанием Экзюпери: “Берегитесь баобабов!”

(Учащиеся в течение месяца до двухчасового занятия по сказке вели тетради, в которых записывали свои впечатления от прочитанного, задавали вопросы автору, узнавали значение непонятных слов. В их тетрадях можно увидеть толкование слов “Сахара”, “галактика”, “удав”, “астероид”, “принц”, “баобаб” и литературоведческих терминов: “аллегория”, “ирония”, “пролог”, “эпилог”, “экспозиция”. До уроков по произведению школьники познакомились со значением слова “философия”. В некоторых тетрадях можно увидеть записи незнакомых для данного ученика слов: “юстиция”, “эфемерные”, “флюгер”, “мантия” и др.)

Баобаб – дерево с окружностью ствола до сорока метров. Живет до пяти тысяч лет.

– Почему нужно выпалывать первые ростки баобабов?

(По мнению Экзюпери, самый страшный баобаб – это фашизм. Он говорил, что в каждом человеке есть семена “хороших, полезных трав” и семена “дурной, сорной травы”. И многие наши недостатки, особенно если человек еще невелик, сначала кажутся нам безобидными, малыми. Эта сказка учит умению уберечь себя и свою планету от баобабов, умению любить и дружить, быть благородным и благодарным, чутким и внимательным.)

– Какие у Маленького принца представления о жизни, какие правила?

(Может быть, стоит написать на доске примерный план, который будет в поле совместного обсуждения сказки.)

Учащиеся говорят, что в сказке два мира: мир взрослых и мир детей.

На доске можно изобразить схему:

По Экзюпери, те, кто понимает тебя с полуслова, кому не надо объяснять и растолковывать, кто видит скрытый мир вещей, тонко чувствует прекрасное, – это Дети. И не важно, сколько им – пять или сорок четыре, как писателю. Люди-“дети” не похожи в сказке на тех, о ком когда-то М. Горький сказал, что “им хоть солнце надень на голову вместо шляпы, они все равно будут ныть и жаловаться”.

2-й урок

1. Исполнение песни М. Таривердиева на стихи Н. Добронравова “Маленький принц” под музыку, записанную на магнитную ленту.
2. Размышления учащихся над вопросами:
– Какие герои сказки посвятили свою жизнь неразумным целям?
– Какие слова, высказывания писателя показались самыми важными?
3. Чтение записанных на плакате слов: “Светильники надо беречь: порыв ветра может погасить их”.
4. Чтение наизусть (учащимся) стихотворения В. Маяковского “Послушайте!”.
5. Слушание грамзаписи песни А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова “Нежность”.
Включение грампластинки происходит после прослушанных ответов на вопрос: “Как заканчивается сказка?”
Оказывается, многие учащиеся не поняли финала, его трагичности, того, что Маленький принц гибнет, обратившись за помощью к Змее (за “хорошим ядом”). Ценою его возвращения на свою планету для того, чтобы защищать Розу, стал отказ от земного существования, смерть. И в этом его подвиг.

Несмотря на “хороший яд”, Маленькому принцу все равно больно и страшно.
6. Чтение школьником письма Маленькому принцу (интересно, что такое задание учащимся не предлагалось).
7. Развитие предположения: “Если я – Маленький принц, то…”
(Задайте вопрос классу: “Если ты – Маленький принц, то…”)

Обобщение

– Какие уроки ты получил, читая сказку Экзюпери?
– Надо быть точным, ценить время другого, не терзать его сердце напрасными тревогами.
– Мало быть красивым, надо быть не пустым.
– Приносить людям пользу, делать добро.
– Ценить дружбу.
– Быть верным слову.
– Прощать слабости взрослым, быть к ним снисходительными.
(Если какие-то выводы не прозвучат, назовет учитель.)

Задание на дом (на выбор):

– Написать, по желанию, продолжение сказки.
– Написать сочинение-портрет “Если я – Маленький принц”.

Вопросы, заданные учащимися автору (найти ответы на эти вопросы помогает учитель).

1. Сколько лет Маленькому принцу?
2. Почему вы выбрали именно это заглавие?
3. Как долго вы писали сказку?
4. Почему у сказки такой печальный конец? Нельзя ли было отправить Маленького принца на его планету как-нибудь по-другому?
5. Сколько классов вы закончили? Ваш любимый школьный предмет? Есть ли у вас семья?
6. Нравится вам самому эта сказка?
7. Что побудило вас написать эту сказку?

До этого двухчасового занятия была также предложена проверочная работа “Мое впечатление от сказки “Маленький принц””. Сочинения-миниатюры переплели, получилась небольшая книжечка, авторы которой – пятиклассники. Накануне проведен урок о жизни и творчестве французского летчика.

Таким образом, всего состоялось четыре занятия.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Как мы поняли сказку Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”