Как изображается провинциальный город в рассказе “Ионыч”?

Огромное Вы делаете дело вашими маленькими рассказиками – возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни – черт бы ее побрал.
М. Горький
В рассказе “Ионыч” губернский город С. описывается всего несколькими фразами, из которых понятно, что это самый обычный город: в нем есть общедоступная библиотека, театр, клуб, городской сад с оркестром, кладбище и т. д. Для жителей города устраиваются любительские спектакли с благотворительными целями, балы, концерты. Но автора интересует не сам город, а жители, и даже не все

городские обыватели, а только городская интеллигенция, к которой принадлежит главный герой рассказа – доктор Старцев.
Местная интеллигенция описывается двумя способами: во-первых, ей дается общая характеристика; во-вторых, подробно рисуются самые талантливые и образованные люди города – семья Туркиных. Общая характеристика дается от лица автора. Изображая людей, среди которых живет Старцев, писатель замечает: “…пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике
или науке, как он становится в тупик и заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти” (IV). Далее приводится пример этой примитивной “философии”.

Когда Старцев говорил, что человечество становится все более гуманным и со временем будет обходиться без смертной казни, “обыватель глядел на него искоса и недоверчиво и спрашивал: “Значит, тогда всякий может резать на улице кого угодно?”” (IV). Мещанин даже не желает понимать, что смертная казнь никогда не останавливала убийц, а пожизненное заключение для преступника может быть потяжелее смертной казни, с моральной точки зрения.
Семья Туркиных – гордость города С. – описывается в рассказе четыре раза: коротко в начале первой главки – от лица автора; потом подробнее – через восприятие Старцева, впервые попавшего к ним в дом; в четвертой главке, через пять лет после первого визита, – снова через восприятие Старцева; а в самом финале – опять с точки зрения автора.
На первый взгляд Туркины действительно отличаются от городских обывателей: Иван Петрович знает много анекдотов и любит пошутить, Вера Иосифовна сочиняет романы, Екатерина Ивановна играет на фортепьяно. Но близкое знакомство с этой семьей благодаря непосредственному наблюдению “свежего” в городе человека (молодого земского врача) заставляет усомниться в “талантах” каждого из Туркиных. Остроумие Туркина-отца “весьма сомнительного свойства”: это какой-то “попугайский язык” со словами и оборотами, употребляемыми невпопад: “здравствуйте пожалуйста”, “вы не имеете никакого римского права” и т. п. Романы Туркиной-матери – выдуманные истории о любви прекрасной молодой графини с прогрессивными убеждениями и странствующего художника. Фортепьянная игра Туркиной-дочери свидетельствует о хорошей технике и гибкости пальцев, но ведь в музыке важны выразительная мелодия, передача настроения и музыкального образа.

Во время игры Котика в голове Старцева сложилось болезненное впечатление:”… с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются…” (I). Первый вечер земского врача у Туркиных закончился обильным и вкусным ужином.
Благодаря подробному описанию этого визита проясняется мысль автора: “талантливые” хозяева недалеко ушли от рядовых обывателей города С. Шутки Ивана Петровича не смешны и не имеют ничего общего с настоящим остроумием. Романы Веры Иосифовны слушать приятно и покойно, но они никак не обогащают, не заставляют читателя думать. Котик, которая, по ее собственным словам, безумно любит, даже обожает музыку, совершенно не понимает этой самой музыки. Шутки, романы, музыкальные упражнения – все это внешние отличия, а суть жизни Туркиных та же, что и у других городских мещан, – еда и безделие.

Справедливости ради стоит сказать, что Екатерина Ивановна все же мечтает о другой, интересной жизни, поэтому хочет ехать в Москву и серьезно учиться музыке в консерватории. А в остальном Туркины, как и все обыватели в городе С., серьезно “не делали ничего и не интересовались ничем” (IV). У них нет ни нужды, ни потребности работать, так как они и без труда живут припеваючи в собственном каменном доме с садом, рядом с губернатором. Когда Старцев спросил Веру Иосифовну, печатает ли она свои романы, то услышал красноречивый ответ: “Нет, я нигде не печатаю.

Напишу и спрячу у себя в шкапу. Для чего печатать? Ведь мы имеем средства” (I).
Второй вечер у Туркиных (через пять лет) производит еще более удручающее впечатление. Он только в деталях отличается от первого: Вера Иосифовна постарела, Екатерина Ивановна из наивной, капризной барышни превратилась в красивую молодую женщину, мальчик-слуга Пава стал усатым молодцом. Во второй раз Старцев уже не церемонится с оценками.

О романах Веры Иосифовны он отзывается, конечно про себя, очень решительно: “Бездарен, – думал он, – не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого” (IV). После, как всегда, шумной и продолжительной игры Екатерины Ивановны на фортепиано главный герой решил: “А хорошо, что я на ней не женился” (IV). Раздраженный Старцев уезжает, не дожидаясь обычного вкусного ужина, и в этот момент автор доверяет ему высказать одну из основных идей рассказа: “… если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город” (IV).
Изображение города, то есть городского общества, выполняет в рассказе важную, но все-таки не главную функцию. Главное для писателя – показать, как герой подчиняется “среде” (постепенно становится похожим на обычных городских обывателей) и сам превращается в яркого представителя этой “среды”, воплощая в себе все ее недостатки. Если в начале рассказа именно земский врач критически оценивает общество города С., то через пять с небольшим лет он признается Екатерине Ивановне: “День и ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей…

Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу” (IV). И именно этот умный, наблюдательный человек, занятый благородным делом-лечением больных, превращается в обывателя, еще более отвратительного, чем Туркины. Старцев деградирует катастрофически быстро.

Если раньше он по году не мог вырваться в город С., потому что с утра до вечера был занят с больными в земской больнице, то теперь работает ради денег, которые стали для него единственным жизненным интересом. Во время приема в больнице и в частной практике пациенты только раздражают его.
Итак, на первый взгляд рассказ “Ионыч” написан на традиционную для русской литературы тему о том, как “среда заела свежего человека”. “Свежий человек” в названном произведении – земский врач Старцев, но не только он: Екатерина Ивановна после возвращения из консерватории явно чувствует себя чужой и в родном доме, и в родном городе. “Среда” – это “интеллигентное” общество города С., в которое попадает главный герой и в котором в конце концов пропадает, то есть духовно погибает. Действительно, Старцев и Екатерина Ивановна несмогли противостоять обывательскому болоту. Земский доктор в начале рассказа отличался от городских мешан, а в конце стал таким же, как они. Он перестал быть для окружающих Дмитрием Ионовичем, “поляком надутым” (IV), чужим человеком с непонятными идеями о необходимости труда, о жестокости смертной казни, а стал для всех Ионычем, то есть совершенно своим среди губернских обывателей: теперь у него те же жизненные интересы, что и у них, – деньги, обжорство, карты.

Правда, в Старцеве все названное представлено в гипертрофированном виде, и поэтому он выглядит более отвратительным, чем обыкновенные мещане. Туркины со своими плоскими шутками, “недурственными” романами, гостеприимством, сердечной простотой, заботой друг о друге кажутся даже симпатичными людьми в сравнении с Ионычем, который теперь больше похож на “языческого идола” (V), чем на человека.
Но почему общество города С. показано только в черных красках? Неужели жизнь русской провинции не имеет “светлых” сторон? Разве в губернском (большом) городе нет людей лучше, чем Туркины, настоящих интеллигентов, чья жизнь подчинена высокой идее и благородному труду?

Наверное есть, но писатель выбрал предметом своего изображения жизнь героя, который не смог противостоять мещанской среде. Иными словами, Чехов написал свой рассказ о том, что обычно, хотя и не всегда бывает в жизни. В этом состоит отличие небольшого чеховского произведения от романов Веры Иосифовны Туркиной, которые длинно живописуют то, чего никогда не бывает в жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Как изображается провинциальный город в рассказе “Ионыч”?