“Как часто пестрою толпою окружен” анализ стихотворения Лермонтова



“Железным стихом” выплеснута трагичность лермонтовской лирики в стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен” , написанном в 1840 году под впечатлением от маскарада, устроенного в петербургском Большом театре в честь празднования Нового года. Там, среди шумной толпы, спрятанной под затейливые личины, находился сам Николай Первый. Именно поэтому, проставленная Лермонтовым дата, 1-ое января 1840 года, вызвала ярость у самодержца, прекрасно понимавшего, в чей адрес бросает поэт громкие обвинения.

Категорически заявленный пессимизм,

трагичность мироощущения передается через контраст между тремя частями стихотворения.

Две первые строфы – мир, “враждебный” для Лирического героя. В нем все дисгармонично: звуки (“дикий шепот затверженных речей”, “шум музыки и пляски”), цвета (“пестрая толпа”) и люди (“маски”, “бездушные образы”). Мучительное взаимодействие героя с миром лжи, где каждый носит маску, убивающую жизнь настоящую, передано через ряд эпитетов(“дикий шепот”, “бестрепетные руки”).

Мертвенность, бездушие, статика маскарада показана через синтаксические средства. Сложные предложения

с многочисленными обособленными конструкциями замедляют движение: и шумный бал не пульсирует жизнью, интенсивно здесь только мучительное переживание настоящего лирическим героем.

“Как будто бы сквозь сон” видится в стихотворении мир иной. Центральная часть произведения переносит читателя в “царство дивное”. Мечта-воспоминание о родном доме и саде, “спящем пруде”, “темных аллеях” живописна и многокрасочна. Гармония и чистота сквозят в каждом образе.

Именно здесь, в потерянном “свежем островке”, предмет грез героя – прекрасная девушка, о которой он плачет и тоскует.

К этой милой старине устремлен герой “вольной, вольной птицей”. Двойной повтор Эпитета говорит о неуемной жажде свободы и гармонии.

Даже здесь, в своем мире, герой бесконечно одинок:

Я долгие часы просиживал один.

Но это одиночество амбивалентно, оно и благо, и проклятие одновременно.

Композиционное искусство Антитезы в стихотворении ярко подчеркивает пронзительный психологизм лермонтовского творчества. Третья часть произведения, перекликаясь с первой и создавая тем самым рамочную композицию, синтезирует в себе содержание предшествующих строф. Осознанный лирическим героем обман укрепляет его гнев, дающий силу не поддаться общей инертности жизни, а противопоставить ей деятельность.

Восклицательные интонации и междометие показывают, как стремление к мечте, испуганной шумом безликой толпы, сменяется на жажду мщения, которая вырабатывает новый образ поэзии, “железный стих, облитый горечью и злостью”.

“Как часто пестрою толпою окружен” – стихотворение, в котором бесконечная амплитуда трагических колебаний от душевного подъема до отчаяния, исполненного яростью, помогает понять первоосновы всего творческого мироощущения поэта.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Как часто пестрою толпою окружен” анализ стихотворения Лермонтова