“Кайдашева семья” социально-юмористическая повесть
О популярности повести свидетельствует большое количество ее переизданий и переводов на другие языки. То, что произошло с семьей Кайдашей, можно назвать моральной катастрофой. Читая эту “веселую” повесть, хочется плакать или по крайней мере мучиться от досады: ведь на наших глазах происходит самоуничтожение чего-то чрезвычайно важного, что есть в человеческой жизни, – домашнего уюта, согласия между близкими, чувство достоинства, порядка как основа семьи.
В Кайдашевой семье побеждает какая-то дьявольская сила разрушения, которая
Немало внимания И. Нечуй-Левицкий уделяет обстоятельствам жизни Кайдашей, внешнему миру, в частности и этнографическим элементам. День за днем и год за годом в повести изображены семейные события.
Они разворачиваются динамично, последовательно и стремительно, что является признаками именно хроники. Повесть “Кайдашева
Таким способом И. Нечуй-Левицкий тщательно осваивал “непочатый рудник” украинской жизни, сознательно акцентируя на его бытовых и этнографических аспектах, и таким образом реализовал провозглашенные им же принципы реальности, национальности и народности.
Тема “Кайдашевой семьи” – изображение быта и психологии украинских крестьян в первые десятилетия после отмены крепостничества. В этом произведении художественно воспроизведены, как говорит сам автор, “темные пятна народной жизни”. Повесть вышла почти через два десятилетия после реформы 1861 г. и освещала злободневные для того времени проблемы: нищая жизнь земледельцев, разрушение патриархального устройства села, темноту и забитость крестьян.
Вместе с тем И. Нечуй-Левицкий затронул вечные проблемы: добра и зла, любви, семейных отношений, взаимоотношений родителей и детей, человеческого достоинства и свободы, веры в Бога и морали. Духовная разобщенность – это то бедствие, которое отравляет каждый день жизнь и родителей, их сыновей и невесток. Реалистичности произведению добавляет то, что отдельные персонажи имели прототипов. Например, прототипами Кайдашей была семья Мазуров из села Семигоры, которая была известна на весь уезд постоянными ссорами, стычками и передрягами.
Мазуры имели и реальных богатых сватов – Довбушей.
В литературоведении советской эпохи принято было делать ударение на том, что ссоры, изображенные И. Нечуем-Левицким, – это следствие определенных социальных условий. Из этого делался социологично-политический вывод: “так было до революции”. Тем не менее, автор “Кайдашевой семьи” на социальных факторах “войны” как раз и не делает акцент! В произведении речь идет скорее о несовершенстве человеческой природы, о вечных человеческих недостатках – нетерпимости, жадности, завистливости, эгоизме…
Вместе с тем Кайдашева семья – это модель целой Украины. И вещь не в привязке к определенному историческому времени и к “социальным условиям”.
Иван Нечуй-Левицкий с блеском вскрыл некоторые “нежелательные” черты нашего национального характера, украинской ментальности, которые относятся не только к середине ХІХ ст. В этом смысле “Кайдашева семья” может читаться как произведение, в котором чрезвычайно важным является мотив национальной самокритики. Согласны ли вы с мнением литературоведа, что не социальные условия жизни семьи Кайдашей являются основной причиной их ссор?
Ответ обоснуйте примерами из повести.