“К морю” анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

Когда Александр Пушкин, молодой выпускник Царскосельского лицея, получил должность секретаря в Коллегии иностранных дел, он не слишком утруждал себя службой, зато активно принимал участие в работе литературного кружка “Арзамас”, членом которого стал заочно уже в Лицее. Позднее, в 1819 году, он стал участником более серьезной организации – литературно-театрального сообщества “Зеленая лампа”, работой которого руководила организация декабристов “Союз благоденствия”.

Мысли о судьбе народа, споры о необходимости ограничить

монархическое правление и уничтожить крепостное право послужили созданию вольнолюбивых стихотворений “Вольность”, “Деревня”, “К Чаадаеву”. Под именем Пушкина по Петербургу гуляли также эпиграммы и вольные стихи. Когда юного поэта вызывали в канцелярию графа Милорадовича и спросили об авторстве, Пушкин заявил, что сжег стихи, но готов их написать прямо сейчас снова.

Подобная дерзость не могла остаться без внимания царя, и Александр I был готов отправить Пушкина в Сибирь, но вмешательство друзей помогло смягчить приговор: Пушкина отправили служить в Кишинев в канцелярию И. Н. Инзова.

Однако, встретившись с семьей генерала Раевского, он оказывается сначала в Крыму, а последний год ссылки проводит в Одессе, возле моря.

8 октября 1824 года Александр Сергеевич писал из Михайловского: “Все, что напоминает мне море, наводит на меня грусть – журчанье ручья причиняет боль в буквальном смысле слова…” Так тяжело переживал поэт разлуку с морем, возле которого провел четыре года в Южной ссылке. Но уже в ноябре 1824 года появилось стихотворение “К морю” , где чувства поэта выражены не так мучительно. Что изменилось в настроении поэта?

Ведь “свободная стихия” ему по-прежнему близка, да и с морем уже пришлось распрощаться.

Море привлекает героя своей одушевленностью, жизненностью. Море – символ свободы, безбрежной вольной стихии, которая родственна духу самого поэта. Как оно блещет “гордою красою”, как “катит волны”, а его шум в час прощания напоминает “друга ропот заунывный”.

Величие моря, его “гордая краса”, мощь и сила противостоят внутреннему состоянию лирического героя. Если герой “тихий и туманный”, он “окован”, то море – своенравное и неодолимое.

Образ моря, созданный русским поэтом, прекрасен и величественен. Море подчиняется своим законам, оно полно какой-то скрытой силы, поэтому и катит “волны голубые”, и блещет “гордою красой”. Оно может быть разным: и ласковым, и губительным (“и стая тонет кораблей”), неодолимым и покорным. Морская стихия не терпит какого-либо внешнего принуждения, что сродни состоянию героя. “Свободная стихия” как нельзя лучше соотносится с качествами Романтического героя.

Неслучайно в стихотворении возникают образы великих исторических личностей: императора Наполеона и английского романтика – Поэта Байрона.

В элегии “К морю” Пушкин подвел своеобразный итог южному периоду творчества, названному впоследствии критиками романтическим. Тогда он искренне верил в силу исключительной личности (именно таковы герои его поэм цыган Алеко и русский пленник), верил, что такие избранные личности смогут изменить мир, чтобы уничтожить деспотизм и обрести желанную свободу.

В соответствии с поэтикой романтизма описана и личность самого героя: ему скучен “неподвижный брег”, так как в этой пустыне уже не осталось ничего родственного для самого поэта. Почему же герой стихотворения, гордый и одинокий, “у брегов остался”? “Мир опустел”, и той стихийной вольности, свойственной морю, уже нет. Личная же свобода каждого зависит от внешних условий, а убежать от себя невозможно.

Так в сознании героя столкнулись романтическое желание свободы, присущее такой стихии, как море, и сознание того, что человек живет по совершенно другим законам.

Моря у Пушкина не отняли, как невозможно отнять красоту, царящую в душе человека. И его герой смотрит с берега, к которому и не пристал тогда, и не сошел теперь. Речь идет о Романтизме, к которому Пушкин так окончательно и не примкнул, ведь для романтиков свобода была высшей ценностью, ради нее герои даже погибали.

Для Пушкина высшей ценностью становится стихия чувства, которому он отдавался со всей страстью африканского потомка и которое воплотил в каждом своем лирическом шедевре.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“К морю” анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина