К. Д. Бальмонт один из лидеров “старших символи­стов”

К. Д. Бальмонт (1867-1942), один из лидеров “старших символи­стов”, был “властителем дум” молодежи рубежа XIX-XX веков. В 1894- ом году он создал свой первый самостоятельный символистский сбор­ник “Под северным небом”. Лирический герой первых поэтических стихотворений – неоромантик символического плана, мечтатель, стремящийся проникнуть за земные пределы бытия, стать частью космического целого, всего мироздания, увидеть “очертанья вдали”:

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И

какие-то звуки вдали раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

(“Я мечтою ловил уходящие тени…”)

В стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…” обозначена позиция возвышения лирического героя над реальностью, он как бы находится между Небесами и Землей, стремится постичь некие тай­ны, “уходящие тени”, неподвластные грубой реальности. Простран­ство стихотворения раздвигается и охватывает всю Вселенную “от Небес” до “Земли”. Особую роль в образном строе данного поэтиче­ского произведения играет символ башни, по которой все “выше” поднимается

лирический герой от “погасавшего дня” и “уснувшей Земли” к “дневному светилу”, которое еще блистало и “догорало вда­ли”.

Символ “уходящих теней” помогает поэту, с одной стороны, вы­разить мечту, надежду лирического героя на будущее возрождение, а с другой – понять тоску героя по прошлому, которое безвозвратно потеряно. Окружающий мир наделяется поэтом состоянием вибра­ции, трепета, так как он стремится воплотить свою мечту и прибли­зить будущее. “Уходящие тени”; лишь манят лирического героя, все­ляя в него веру в нечто светлое, но оказываются недостижимыми:

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.

Стихотворение имеет кольцевую композицию, которая не преда­ет завершенность поэтической мысли автора, а наоборот, лишь на­мекает читателю, что до вершины еще далеко, что путь восхожде­ния не закончен. Повторяющимися художественными образами раннего периода в творчестве К. Бальмонта становятся ветер как символ постоянного движения, камыши, которые “бесшумно шур­шат”;, “печальный”; месяц как символ безмолвия:

Но месяц печальный безмолвно поник.

Не знает. Склоняет все ниже свой лик.

(“Камыши”;)

Лирический герой поэта – поклонник сна, безмятежного сущест­вования и борьбы, меланхолического томления и активного богобор­чества, стремящийся соединить прошлое с будущем, свет и тьму, бла­городную, возвышенную любовь с “ужасным развратом”;, герой, обреченный на муки творчества, необыкновенного прозрения, оди­ночество и одновременно готовый служить будущим поколениям – это герой постоянных, роковых противоречий. Эта особая противоре­чивость – отличительная черта бальмонтовского лирического героя.

Объездив практически весь мир, поэт всюду тосковал по России, считая себя “изгнанником земли родной”;. Лучшими поэтическими шедеврами К. Д. Бальмонта стали символистские сборники “Горя­щие здания”; (1900), “Будем как Солнце”; (1903), “Только любовь. Семицветник”; (1903), “Литургия красоты”; (1905), “Фейные сказки”; (1905), в которых лирический герой продолжает бороться за красоту Вселенной и за свое место в мироздании.

Теперь он необыкновенно активен, весь устремлен к свету, огню, солнцу, ставшему излюб­ленным символом Бальмонта. Солнце – это символ жизнеутвер­ждающей радости, источник жизни для всех. “Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце \ И синий кругозор”;, – утверждает поэт.

Отличительной чертой лирических произведений данного пе­риода является глубокий лиризм, стремление проникнуть за пре­делы Земли:

Но, милый брат, и я, и ты –

Мы только грезы Красоты,

Мы только капли в вечных чашах Неотцветающих цветов,

Непогибающих садов…

(“Мой друг, есть радость и любовь…”;)

К. Бальмонт видел целью своего творчества установление связи между прошлым и будущим, подчеркивая преемственность в твор­честве. Поэт – всегда мятежник, бунтарь, отвергающий уже сло­жившиеся представления, который сливается с другими художниками-бунтарями иных времен и в то же время обречен на трагедию:

Сумрачный художник, ангел возмущенный,

Неба захотел ты, в небо ты вступил, –

И с высот низвергнут, Богом побежденный…

(“Пред картиной Греко”;)

Утверждая пророческое начало творческой личности, поэт меч­тает проникнуть в небесные сферы, пообщаться с самим Богом, по­этому лирический герой К. Бальмонта отвергает “все земное, не­верное, пленное”;, и взор свой устремляет лишь к “высшему сну своему”;, так как сон – один из возможных путей проникновения в непознаваемое. Лирический герой художника-символиста осознает свою уникальность и свойственное только ему предназначение:

Я – изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты – предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я – внезапный излом,

Я – играющий гром.

Я – прозрачный ручей,

Я – для всех и ничей.

Опираясь на традиции русской классической и мировой поэзии, в особенности на творчество А. А. Фета, К. Д. Бальмонт создает им­прессионистическую лирику. Так же, как и Фета, поэта волнуют не сами предметы, образы действительности, а те впечатления, ощу­щения, которые вызывает тот или иной образ:

Белый лебедь, лебедь чистый,

Сны твои всегда безмолвны, Безмятежно-серебристый,

Ты скользишь, рождая волны.

Под тобою – глубь немая,

Без привета, без ответа,

Но скользишь ты, утопая,

В бездне воздуха и света.

(“Белый лебедь”;)

Внимание к переменчивым состояниям природы и внутреннего мира человека сформировало импрессионистическую поэтику К. Д. Бальмонта.

Работая над техникой стиха, Бальмонт развил художественные приемы, заявленные еще в творчестве А. А. Фета. Прием звукописи в бальмонтовских стихотворениях приобретает особую значимость, а также многократное использование аллитераций, ассонансов и звуковых повторов:

Войди на закате, как в свежие волны,

В прохладную глушь деревенского сада, –

Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,

И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Как будто душа о желанном просила,

И сделали ей незаслуженно больно.

И сердце простило, но сердце застыло,

И плачет, и плачет, и плачет невольно.

(“Безглаголъность”;)

Основой лирики К. Бальмонт считал “магию слов”;, под которой по­нимал прежде всего музыкальность, завораживающий поток звуковых перекличек. “Музыкальные приемы”; поэта разнообразны: помимо ал­литераций, ассонансов, Бальмонт особое внимание уделяет рифмовке, ритму стиха, создает сложные прилагательные-эпитеты, а также часто повторяет последние слова предыдущей строки в начале следующей:

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

(“Я мечтою ловил уходящие тени…”;)

Доминирующее музыкальное начало поэзии Бальмонта стало крупным художественным открытием в русской поэзии “серебряно­го века”;, так как поэты начала XX века находились в поиске не только новых тем, мотивов, но и форм, способов, поэтических прие­мов, которые смогли бы помочь мастерам поэтического слова выра­зить свои мироощущения.

В 1920 году, любя Россию “до боли сердечной”;, Константин Бальмонт, не принявший русскую революцию 1917 года, был вы­нужден покинуть родину и уехал из России навсегда.

Последние годы жизни поэта были самыми тяжелыми: он умер в эмиграции во Франции в предместье Парижа, одинокий, больной и забытый всеми. Но как никто из русских поэтов начала XX века Бальмонт умел ценить каждое мгновение жизни. Также и лириче­ский герой поэта ценит “миг красоты”;:

Я не знаю мудрости, годной для других,

Только мимолетности я влагаю в стих.

В каждой мимолетности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

(“Я не знаю мудрости”;)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

К. Д. Бальмонт один из лидеров “старших символи­стов”