Изучение поэзии Рильке “Сонеты к Орфею”

Раскройте философское содержание эпизода поражения Орфея в подземном царстве. Старание Орфея возвратить Эвридику из царства мертвых, было обречено на поражение, так как человеку не дано возвратить колесо мироздания, нарушить законы природы и преодолеть границы человеческих возможностей. Поражение Орфея – это и обреченность идей о сверхчеловеке, которые были популярными в то время.

Старание Орфея – смертного человека – изменить упроченные, непоколебимые законы мироздания заканчиваются поражением. Он должен примириться с мыслью,

что Эвридику не возвратить. Она может отныне жить лишь в его памяти, его музыке.

Каким будет это новое пение Орфея? Рильке в который раз перечитывал “Метаморфозы” Овидия. Певец, возвратился одиноким с того света, поднялся на голый, без единого растения, холм.

Пальцы несмело затронули струны. Прекрасная мелодия родилась в его сердце, и как только зазвучали первые аккорды, произошло чудо; деревья, цветы, звери собрались вокруг него, очарованные его песней. Отныне они не оставляли Орфея и всюду шли за ним вслед.

Рильке интересовала не только эта поэтическая канва древнегреческого мифа. Он задавался

вопросом, которому должен быть поэт, певец прекрасного, на что способная его лира, в чем сила влияния ее на мир, на человека, Орфей был для Рильке прежде всего символом высокой поэзии. Поэт старался рассказать в поэтической форме об огромном влиянии искусства на человека, его места в духовной жизни человечества.

По форме это – итальянский сонет, состоит из двух катренов и двух терцин. “Сонеты к Орфея” содержат 50 стихов, написанных как “надгробие”, юной девушки, умершей 1919 году, дочери мюнхенских друзей Рильке. Раздумья о трагической судьбе девушки вызвали в сознании поэта ассоциации с романтической фигурой Орфея. Пасмурная готика предыдущего сборника поэта “Дуенянские элегии” уступает в “Сонетах к Орфею” светлой жизнерадостности и жизнеутверждению. После “безбожного” мира, который изображал в ней поэт, в “Сонеты” возвратил бог.

Это одухотворенный бог Орфей, поэт-певец, который является проводником человека к храму духовности.

Дерево – не только символ природы, просветленной и одухотворенной песней Орфея. Во многих давних мифах (скандинавских, славянских) рассказывалось о мировом дереве жизни. Его крона, ствол и корни символизируют три яруса мироздания: в корене жила всякая нечисть, ствол символизировал мир людей, крона – мир богов, небесный мир. Итак, в Рильке дерево – это и символ Вселенной.

Пение Орфея – олицетворение силы искусства, способные превращать мир.

Новый (начало, знак, движение) – зарождение чего-то нового, чего раньше не существовало, и переход к другому залогу. Звери – мир дикой природы, одновременно хаос, темная сила которого воплощается в образах хищного зверя. Прислушивание – процесс, подпочвам которого является способность живых существ сосредоточиться, “услышать”, уловить что-то непостижимое, остановиться, сделаться “тише”, неагрессивным, невоинствующим, способным на определенное преобразование.
Храм – символ святости, духовности, величия, символ одухотворения природы, человека, мироздания.

Сила искусства превращает природу, укрощает ее: вырастают деревья, звери, покинув свои берлоги, остановив “рев, лаянье, гам”, чарующе слушают песню Орфея. Именно из “прислушивание” начинается их преобразование, переход природы от первоначальной дикости к одухотворенности – к храму, а в нем – начало нового будущего, высшего существования.

Сила настоящего искусства оказывает содействие преобразованию хаоса на гармонию, хищных сердец на души, преисполненных добра и одухотворенности. Главный образ сонета храм, рожденный силой искусства. Без него душа человека опустошена и нища, она не ощущает своей принадлежности к истории человечества, не знает своих корней, смысла существования, она не стремится небесных высот (Мировое Дерево).

И дерево, и храм возрастают на глазах читателя, чтобы напомнить человеку, который его жизнь может развиваться не только по горизонтали (что отвечает определенному количеству прожитых лет), но и по вертикале – в духовном измерении, а это измерение – бесконечное. Искусство одухотворяет человека, делает ее благороднее, побуждает жить по новому: найти свой “новое начало, знак новый.”

Рассмотрение светлицы храма. Любой храм – это возвышенная песня, обращенная к Господу. В мире множество величественных, пышных храмов, но для урока мы избрали именно этот – храм Покровы на реке Нерли.

Он удивительно непритязательный, строгий, но вместе с тем легкий и светлый, будто и не составленный из трудных каменных глыб. Все его конструктивные и декоративные элементы подчинены одной цели – устремлению вверх, к Господу. Ритм архитектурных линий Покровской церкви подобный ритму торжественных песен в честь Девы Марии тех, кто молится в храме.

Это будто материализованная в камне лирическая молитва, которая поднимается и поднимает каждого к Богу.

Рильке в своем произведении делает ударение на огромной ответственной миссии художника – поет – певец является проводником человека к храму духовности. Эту мысль следовало бы помнить и сегодняшним художникам, авторам бездуховных бестселлеров, фильмов-однодневок и фильмов-ужасов. Ведут ли они нас к Храму?!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Изучение поэзии Рильке “Сонеты к Орфею”