Изучение фольклора в среднем звене
Концепция курса
“Фольклор” – одна из самых необычных тем в курсе истории литературы. И жаль, что ее изучение сводится подчас к чтению совершенно непонятных для современного школьника текстов. А ведь знакомство с фольклором может стать самой благодатной почвой для совместного творчества детей и учителей: когда же еще можно ощутить себя частицей мира, возникшего в далекой глубине веков, почувствовать свою связь с традицией, с самого начала существования наложившей на каждого из нас неизгладимый отпечаток?
Увидеть фольклор вокруг себя и выступить в качестве его собирателя – все это чрезвычайно увлекает детей. Начинается своеобразная “игра в фольклор”, интересная и познавательная и для ребенка, и для взрослого.
При этом изучение фольклора должно опираться на серьезную теоретическую базу, и знания, полученные детьми на уроке, не должны быть легковесными.
В этом залог и уважения ребенка к фольклору, и получения им навыков, необходимых при литературоведческом анализе.
При изучении фольклора легко осваиваются даже младшими детьми элементы теории
Цель данного курса – показать возможности и направления в изучении фольклора в среднем звене, продемонстрировать эффективные методические приемы.
Related posts:
- Как готовиться к итоговой аттестации в среднем звене Внимательно слежу за материалами газеты “Литература” об экзаменах по литературе. И вот решила высказать свою позицию по вопросу школьной аттестации, но не в выпускном классе, а в среднем звене, когда интерес к чтению и анализу (да, да – анализу!) художественных произведений у учеников еще не угас. Впрочем, многое зависит от того, как учитель дает уроки […]...
- Определение детского фольклора Детский фольклор – специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий, родовой признак детского фольклора – соотнесение художественного текста с игрой. Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х гг. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации […]...
- Изучение мифологии и фольклора в сельской школе “Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости”, – писал Пушкин в “Набросках статьи о русской литературе”. Я полностью согласна с мнением великого поэта и считаю, что изучение фольклора в школе – необычайно важная задача. Необходимо увлечь детей, помочь им увидеть фольклор вокруг себя и выступить в качестве его собирателей, а село – […]...
- Фольклор. Жанры фольклора Фольклор. Жанры фольклора Фольклор (от английского folk – народ, lore – мудрость) – устное народное творчество. Фольклор возник до появления письменности. Самая важная его черта – то, что фольклор является искусством устного слова. Именно это отличает его от литературы и других видов искусства. Еще одна важная отличительная черта фольклора – коллективность творчества. Он возник как […]...
- Григорий Гуковский. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Краткое изложение текста Об Авторе Гуковский, Григорий Александрович (1902-1950) – выдающийся советский литературовед. Специалист по истории русской литературы XVIII и XIX вв., пушкинист; кроме того, занимался проблемами методики преподавания литературы. Основные исследования: “Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века” (1938), “Русская литература XVIII века” (1939), “Пушкин и русские романтики” (1946), “Пушкин и проблемы реалистического стиля” […]...
- Изучение творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 5-11-х классах У Сухомлинского в “Родительской педагогике” можно прочитать: “Есть опасная вещь – лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть – выбрось ее, не дай прорасти дурманом. Лень души – это равнодушие к человеку. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире – человек”. […]...
- Сочинение на тему: “Как я представляю изучение английского языка в школе” Изучение иностранного языка сегодня стало повсеместным, во многих школах дети изучают английский, немецкий, французский и некоторые другие виды иностранных языков. Конечно, изучая английский язык или какой-то другой иностранный, не нужно забывать и о собственном родном. Самое главное – хорошо изучить русский, а английский важен, но все же, сравнительно с русским, второстепенен. Впрочем, в любом случае […]...
- Глава I Григорий Гуковский. Изучение литературного произведения в школе. Краткое изложение текста 1.Что дала и чего еще не дала методика в школе 2.О каких проблемах пойдет речь в книге Наша школа достигла больших успехов, особенно за последние десять-пятнадцать лет, в области преподавания литературы… Собственно-методическая мысль не так уж много помогала улучшению преподавания литературы, т. е. немного помогала теоретической разработкой соответственных вопросов и обобщением прекрасного опыта лучших учителей. […]...
- Детский фольклор. Вспомните известные вам жанры детского фольклора. Приведите примеры 1. Вспомните известные вам жанры детского фольклора. Приведите примеры. Детский фольклор стали собирать совсем недавно. Но уже сейчас ясно, что школьники освоили множество жанров. Это и баллада, и страшные истории (“страшилки”), и семейные рассказы, и игра в страну-мечту (детские утопии), и пародии… В учебнике-хрестоматии приведены короткие шуточные произведения и небылицы. Но сами ученики чаще всего […]...
- Садко-купец, богатый гость. Какие привычные для фольклора повторения использованы в этой былине? Садко-купец, богатый гость. Какие привычные для фольклора повторения использованы в этой былине? 11. Что вызвало у вас затруднение при чтении былины? Какие слова вы не смогли “перевести” на современный русский язык? Слова, которые потребовали объяснения, даже перевода на русский язык, объяснены в сносках. Например, слово гость – купец, торгующий в заморских странах. 12. Гусельки во […]...
- Жанровая система фольклора Жанровая система фольклора Эпические жанры: – былина – народная эпическая песня о богатырях. Она рассказывается нараспев и строится по определенному плану (запев, зачин, основная часть, концовка); – историческая песня – эпическое произведение, которое повествует о каком-нибудь историческом событии; – сказка – прозаический устный рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Один из […]...
- РЕЦЕНЗИЯ на программу курса выразительного чтения “Звонкие голоса” РЕЦЕНЗИЯ На программу курса выразительного чтения “Звонкие голоса” Составитель: преподаватель МОУ “СОШ № 14” Сурина Т. Б. Предоставленная программа спецкурса “Звонкие голоса” разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и методического пособия программы “Риторика” (для четырехлетней начальной школы), автор Т. А. Ладыженская, профессор, кандидат педагогических наук, утвержденной Министерством образования РФ. В пояснительной записке […]...
- А. М. Шуралев. Изучение литературы в полиэтнических классах основной школы В современной России множество школ, состав учащихся в которых национально неоднороден, так что выход книги А. М. Шуралева представляется вполне актуальным. А. М. Шуралев. ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ: 5-9 классы: Пособие для учителей. СПб.: Филиал изд-ва “Просвещение”, 2009. 192 с. Во “Введении” автор методически обосновывает свой подход к преподаванию в полиэтнических классах, […]...
- Изучение литературы в 9-м классе Это период интенсивного накопления знаний, представлений, первичных обобщений о природе словесного искусства. Постоянное рассмотрение содержания и формы произведения формирует понимание общей концепции анализа. Активизируются возможности использования теоретико-литературных понятий, совершенствуются морально-эстетичные и эмоциональные линии анализа текста, создается чувство перспективы, которое оказывает содействию формированию концептуального подхода к изучению художественных текстов. Углубляются связи между восприятием произведения, его интерпретацией, […]...
- Какие плоды приносит человеку изучение наук? Какие “плоды” приносит человеку изучение наук – вот вопрос, поставленный в тексте А. Ф. Лосевым. Рассуждая над этой проблемой, автор ярко сравнивает “плоды” обучения с урожаем на земле крестьянина и отмечает, что честно потрудившегося земледельца “ожидает удовольствие отдыха” и материального достатка. С сожалением А. Ф. Лосев пишет о том, что многие из нас, однако, “не […]...
- “Проблемы внедрения ИКТ в общем среднем образовании” “Проблемы внедрения ИКТ в общем среднем образовании” Перлов И. Р. Современное общее среднее образование немыслимо без использования информационных и коммуникационных технологий. Сегодня невозможно найти среднюю школу, в которой бы не изучались или не использовались информационные технологии. А, поскольку образование вышло за пределы отрасли, то можно говорить о наличии “образовательных” направлений внедрения информационных технологий в общественную […]...
- Развитие эмоциональности детей раннего возраста через знакомство с русским народным фольклором Ценность фольклорных произведений для раннего периода обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для младенческого возраста, а также другими жанровыми особенностями – речевыми, смысловыми, звуковыми. Фольклор – как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно по этому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В […]...
- Значение фольклора для писателя Фольклор для писателя – это, прежде всего родник народного мнения о событиях давно минувших лет, инструмент дополнительного исследования народного понимания совершающейся революции. Не случайно эпиграфы, предваряющие эпопею в целом и отдельные ее части, взяты из старинных казачьих песен. Повествование – его стилистика, интонация, лексика – все подчинено задаче воссоздания народной речи: образной, сочной, напоенной ароматами […]...
- Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник” “Очарованный странник” – одно из крупнейших произведений Н. С; Лескова, создающих типичного героя писателя, подлинно русского человека. Интерес к национальному характеру определяется мировоззрением Лескова. Суть авторских раздумий – поиск такого развития России, которое опиралось бы на русские культурные и нравственные ценности, коренившиеся в глубинах народной жизни. Движение личности, олицетворяющей простой русский народ, воплощается в знаменательном […]...
- Принципы переработки фольклора в поэме “Кому на Руси жить хорошо” В главе VI (“Трудный год”), изображая положение солдатки, Некрасов использует похоронные причитания из сборника Барсова, таким образом меняя применение текста. Это изменение не создает, однако, неправдоподобности, так как положение солдатки было в сущности аналогично положению вдовы. У Некрасова: …Голодные Стоят сиротки-деточки Передо мной… Неласково Глядит на них семья. Они в дому шумливые, На улице драчливые, […]...
- Изучение жизненного и творческого пути Пушкина Б. В. Томашевский предпринял изучение жизненного и творческого пути Пушкина, его литературного окружения и общения, отзывов критиков и читателей, конкретного социально-исторического фона деятельности писателя. Двухтомный труд “Пушкин. Кн. 1 (1813-1824)”, “Пушкин. Кн. 2. Материалы к монографии (1824- 1837)” не завершен во второй своей части, которая носит не столько систематический, сколько проблемный характер. Сборники статей С. […]...
- Изучение литературы: математики vs гуманитарии Основное отличие математиков от гуманитариев – по нашим понятиям – не в знании математики как таковой. Отличие в образе в целом. Несмотря на кажущуюся эфемерность этого понятия, говорить придется именно о нем. В нескольких штрихах основные, на наш взгляд, черты этого образа: культ интеллектуальных умений, привычка иметь дело с исключительно абстрактным и личностно-отчужденным содержанием, склонность […]...
- Сочинение изучение поэзии Шандора Петефи Шандор Петефи – национальный поэт венгерского народа. Петефи – литературный псевдоним поэта, который позднее стал его фамилией. Будущий поэт родился в городке Кишкереш. Отец Шандора был человеком суровой, очень любил сына и мечтал, чтобы он в жизни досяг успеха, а потому вдоль первых четырех лет обучения мальчик изменил пять школ в поисках наилучшей. Шандор рос […]...
- Изучение проблемы “творчество Достоевского в зарубежных славянских литературах” Ф. М. Достоевский принадлежит к тем писателям, чье значение для развития мировой литературы с годами не становится меньше. Вновь и вновь делаются попытки разгадать секрет его непреходящей актуальности. Не всегда такие попытки оказываются удачными. Когда огромное влияние Достоевского на разные поколения читателей и писателей объясняется вечным, внеисторическим характером поднятых им вопросов, когда смысл его творчества […]...
- Образы русского фольклора в сказке “Конек-Горбунок” Школьное сочинение для 1 и 4 классов по мотивам сказки Ершова “Конек-Горбунок”. “Конек-Горбунок” – это оригинальное авторское произведение, а не вариация на темы народных сказок и не пересказ какого-либо фольклорного текста. Мы уже видели, как творчески самобытно раскрыл Ершов и сатиру народной сказки, и ее вольнолюбивые идеи, и волшебные мотивы, и самый популярный образ сказочного […]...
- Изучение закона динамики вращательного движения на маятнике Обербека Лабораторная установка “Маятник Обербека” оборудована особой многофункциональной приставкой для измерения времени, соединяющей ее с персональным компьютером. Измерения физических величин, которые производятся традиционными методами, вводятся в память с клавиатуры. Лабораторная работа состоит из трех упражнений. Студенты самостоятельно выбирают, сделать ли измерения для всех упражнений и потом произвести расчеты, либо обрабатывать экспериментальную информацию по мере выполнения упражнений. […]...
- Изучение творчества Владимира Маяковского в школе “Вторая смерть” Владимира Маяковского (именно так расценил Борис Пастернак принудительное изучение в школе: его творчества) нанесла серьезный ущерб не только самой поэзии Маяковского, из которой выхолащивалось ее поэтическое существо, подменяемое примитивной социологизацией. Духовно обедненным оказался целый народ, который не видел в одном из крупнейших поэтов XX века того, что сумел увидеть и оценить весь читающий […]...
- Загадки в свадебном обряде и в разных жанрах фольклора Загадки вошли в состав произведений многих жанров устного народного творчества. В них загадки могут представлять собой след древнего синкретизма либо отражать более позднее явление фольклорного синтеза. Только специальное исследование каждого факта позволит определить характер вкрапления загадки в текст произведения. Собиратели отметили использование загадок в народном свадебном обряде. В обряде, записанном братьями Б. М. и Ю. […]...
- Изучение творчества Варлама Шаламова в школе В школьную программу тема “Жизнь и творчество В. Т. Шаламова” может быть внесена как тема по современной русской литературе, связанной с лагерной тематикой. Некоторые учителя выделяют на нее 4-5 уроков, распределив материал таким образом: Урок № 1. Страницы биографии В. Т. Шаламова. Урок № 2. Человек и отношения его с обществом. (Дневники, эссе, рассказы.) Урок […]...
- Изучение литературной традиции в Новгороде в XV и в начале XVI века К концу XV или к началу XVI в. относится и житийное оформление новгородского предания о прибытии в XII в. в Новгород из Рима тамошнего святого Антония. В житии Антония говорится, что он родился в Риме от “християну родителю” и воспитан был в христианской вере, которой родители его держались тайно, потому что Рим отпал от христианской […]...
- Изучение повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” в 9-м классе Татьяна Алексеевна ИГНАТЕНКО (1983) – учитель русского языка и литературы. Живет в станице Новоминская Каневского района Краснодарского края. Работа с повестью “Бедная Лиза” рассчитана на два урока. Начинается она со слов Карамзина: “Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и […]...
- Изучение Петербурга Достоевского на уроках по “Преступлению и наказанию” Учащиеся заранее получают задания. 1. Найти по тексту описание мест и отметить ключевые фразы-определения, обращая внимание на детали, цвет, звук, запах, ощущения. (Каморка Раскольникова, комната старухи и Сони, квартал улицы, Сенная, распивочная, комната Мармеладова, острова, контора, Нева (собор), мост, река…) Закладки, карандашные пометки в книге. 2. Изучение ландшафта: составить подробный план эпизодов (письменно в тетради), […]...
- Изучение комедии “Недоросль” Оформление урока. Портрет Фонвизина; цитаты на доске. “Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на все русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы…” (Н. В. Гоголь). “Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры” (В. Г. […]...
- Изучение творческой истории образов романа “Герой нашего времени” Изучение творческой истории таких образов, как, например, Вернер, действующие лица “Тамани”, Казбич, Грушницкий – представляет для нас большой интерес, так как оно близко знакомит нас с Лермонтовым как писателем-реалистом, опиравшимся при создании своих героев на подлинные, современные ему, исторические и бытовые данные, подвергавшиеся глубокой художественной переработке. Мы видим, что приемы автора были разнообразны. Эпизод, послуживший […]...
- Материалы для изучение поэмы Вен. Ерофеева “Москва – Петушки” Как и тема, реалии, так и способ повествования в поэме специфически национальные: это сказ. Классический сказ, как известно, создает образ рассказчика демократического, из низов, “это человек не литературный”, по словам Бахтина, “в большинстве случаев принадлежит к низшим социальным слоям, к народу”. Сказ бывает двух видов: однонаправленный и двунаправленный, т. е. точки зрения рассказчика и автора […]...
- Изучение души человеческой в творчестве Льва Толстого Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне, близ Тулы, где и прошли детские годы будущего писателя. Писать Толстой начал с семи лет. К нам дошла его тетрадь, датированная 1835 годом, которая называлась “Детские забавы”. Здесь были описаны разные виды птиц. Начальное образование Толстой получил дома, как это было заведено в дворянских […]...
- Изучение поэмы А. С. Пушкина “Полтава”. Краткое изложение текста Выбирая “доминанту” в характеристике образа Петра, обращаем внимание ребят на то, как автор рисует его портрет: “Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен”), на сравнения, которые использует поэт: “как Божия гроза”, “могущ и радостен, как бой”. Короткие отрывочные предложения, обилие кратких прилагательных подчеркивают стремительность, дерзость, величие образа и напряженность момента. В портретной […]...
- Изучение стихотворений А. Блока в 9-м классе Девятиклассники, изучающие литературу по программе Т. Ф. Курдюмовой, впервые знакомятся с поэзией А. А. Блока (в 5-м классе – лишь эпизодично в разделе “Образ Родины”). Они еще не могут интерпретировать стихотворения величайшего “тенора эпохи” с историко-литературной позиции, хотя бы ввиду ограниченности во времени рамками насыщенной программы. В этих условиях интересным представляется герменевтический подход. Предложенный путь […]...
- Коммуникативное изучение английского: быстро и просто В последние годы все большую важность приобретает знание иностранного языка. Самым популярным стал английский, поскольку он признан первым языком международного значения. Знание этого языка пригодится специалисту практически в любой области. Туризм, экономические отношения, журналистика, тренинги с зарубежными преподавателями и семинары по обмену опытом плотно вошли в жизнь современного человека. Благодаря Интернету, информация из любой области […]...
- Изучение поэзии Рильке “Сонеты к Орфею” Раскройте философское содержание эпизода поражения Орфея в подземном царстве. Старание Орфея возвратить Эвридику из царства мертвых, было обречено на поражение, так как человеку не дано возвратить колесо мироздания, нарушить законы природы и преодолеть границы человеческих возможностей. Поражение Орфея – это и обреченность идей о сверхчеловеке, которые были популярными в то время. Старание Орфея – смертного […]...