Изобразить “все дурное, что ни есть в России” (на примере образа Чичикова)
Ведет сюжет “Мертвых душ” Чичиков. Он связывает воедино разнообразные события и человеческие судьбы. Павел Иванович Чичиков по своей социальной природе отличается от круга помещиков.
Это человек новой, буржуазной формации – “приобретатель”, хищник. Очень важно было осмыслить его характер, его внутренний мир, историческое место подобных людей в современной жизни. Но не так легко понять этот характер.
Трудно схватить даже внешний его облик. Портрет Чичикова кажется на первый взгляд несколько аморфным. И это ощущение Гоголь
Таков он – главный герой “Мертвых душ”.
В этом же плане дана и биография Чичикова. Чичиков – единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях, всесторонне художественно исследована. Чтобы понять Чичикова как общественно-психологический
Вот почему самый способ изображения Чичикова во многом отличается от того пути, по которому шел Гоголь, рисуя других персонажей “Мертвых душ”. Манилов и Собакевич, Коробочка и Ноздрев раскрыты Гоголем статично, как характеры, олицетворяющие уклад жизни вполне устоявшийся, неподвижный, рутинный. Статичность характера вполне соответствовала застойности быта и всего образа жизни этих людей.
Чичиков, выражавший явление новое, еще только зреющее, должен был быть изображен по-другому, иным способом. Характер его показан в динамике, в непрерывном развитии, в столкновении с различными препятствиями, постоянно возникающими на его пути. Историческая новизна Чичикова естественно требовала от Гоголя художественного анализа причин появления такого рода характеров.
Знакомя нас во втором томе “Мертвых душ” с Тентетниковым и пытаясь разгадать этот тип, писатель ставит вопрос: “Родятся ли уже такие характеры или потом образуются как порождение печальных обстоятельств, сурово останавливающих человека? Вместо ответа на это, лучше рассказать историю его воспитания и детства”. “История воспитания” помогает Гоголю выявить многообразные условия – общественной среды, семьи, – под влиянием которых формируется характер человека. Но что же за человек Чичиков? Входит ли он в общую картину Руси “с одного боку” или как-то выпадает из нее?
Казалось бы, круг помещиков уже представлен, круг чиновников обрисован.
Чичиков, отчасти чиновник и отчасти помещик (правда, помещик “херсонский”, но все-таки дворянин), должен был оказаться где-то в этих кругах, стать в общий ряд с другими героями, выделяясь, может быть, степенью своей пошлости.
Но Гоголь поступает иначе: он отделил его от этого помещичье-чиновничьего мира, хотя и присоединил к Руси “с одного боку”. Писатель чувствовал, что перед ним явление новое и в своей новизне неясное, не исчерпавшее своих возможностей, как помещики исчерпались в Плюшкине, а чиновники – в прокуроре. Напротив, все возможности нового явления еще только начинают развертываться.
Итак, перед нами проходит вся жизнь героя. Писателю важно было показать этот характер и в его истоках – социальных и психологических, и в процессе его последующей эволюции. В старых теориях словесности бытовало понятие “сквозного” героя.
Таким героем является Чичиков. Мы знакомимся с ним уже на первой странице “Мертвых душ” и ни на одну минуту не выпускаем его из поля зрения до конца книги.