ИЗОБРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРОВ И НРАВОВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”



“Горе от ума” – одно из самых злобо-
дневных произведений в русской литерату-
ре. Это блестящий пример тесной связи ли-
35
тературы с общественной жизнью. Пробле-
мы, поставленные в комедии, продолжают вол-
новать русскую общественную мысль и сей-
час, спустя столетия.
В комедии передана атмосфера смены исто-
рических эпох. В высказываниях различных
персонажей комедии возникает реалистичес-
кий образ старой Москвы Екатерининских вре-
мен, нравы барского общества и вечный кон-
фликт двух поколений.
Конфликт произведения раскрывается
и с помощью внесценических персонажей.
Благодаря этому фону расширяется картина
жизни столичного дворянства. Все внесцени-
ческие персонажи можно условно разделить
на две большие группы: лагерь Фамусова и
лагерь Чацкого. Большая часть их примыка-
ет к фамусовскому кругу. Особенно запоми-
нается дядюшка Фамусова. Максим Петро-
вич – идеал для людей этого круга, он делал
карьеру, не брезгуя никакими средствами,
унижаясь перед всесильной Екатериной. Фа-
мусов,

восторженно рисуя его стремитель-
ный взлет, нравоучительно говорит: “Упал
он больно – встал здорово. Зато, бывало,
в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при
дворе приветливое слово?”. Фамусов забыва-
ет о другом: время “дураков” проходит. Чац-
кий считает Фамусова недалеким, а подоб-
ные идеалы вызывают в нем только гнев. Он
с горечью говорит: “Как тот и славился, чья
чаще гнулась шея”. Все жизненные блага
представители “века минувшего” получали
за то, что унижали свое человеческое досто-
инство, забывая о дворянской чести.
Не менее ярок портрет Кузьмы Петрови-
ча, который тоже является идеалом Фамусо-
ва. Он сумел не только свою жизнь устроить,
но и о близких не забыл:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат…
Что за тузы в Москве живут и умирают!..
Не уступают мужчинам и представитель-
ницы прекрасного пола. Дамы всесильны. Яр-
кий пример – Татьяна Юрьевна, которая
близко знакома с “чиновными и должностны-
ми”. Фамусов говорит:
А дамы? – сунъся кто, попробуй, овладей;
Судьи всему, везде, над ними нет судей…
Присутствовать пошлите их в Сенат!
Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!
Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!
Очень большой вес в обществе имеет княги-
ня Марья Алексевна, мнения которой очень бо-
ится Фамусов. Чацкий высмеивает этих “влас-
тительниц”, их пустоту, глупость и вздорный
характер.
Кроме “тузов”, в дворянском обществе
есть люди и помельче. Их больше, и поэтому
они являются типичными представителями
среднего дворянства. Представители этого
типа – Загорецкий и Репетилов, а из вне-
сценических можно назвать “черномазенько-
го, на ножках журавлиных”, а также “троих
из бульварных лиц” , о которых упоминает
Чацкий. Все они, сознавая свою ничтожность
перед “столпами” московского дворянства,
стараются им услужить, раболепствуют, за-
воевывая их благосклонность. Дух угодниче-
ства и лицемерия пронизывает все фамусов-
ское общество.
Все внесценические персонажи необходи-
мы для того, чтобы оттенить характеры глав-
ных действующих лиц, раскрыть их полнее.
Восхищение Фамусова ничтожными людьми
подчеркивает его ограниченность. Отсюда
можно сделать вывод, что он добился поло-
жения в обществе и стал влиятельным “ту-
зом” благодаря умению использовать любые
средства для достижения своей цели. Когда
он упрекает Софью, что она похожа на мать
тем, что “чуть из постели прыг” – уже с мо-
лодыми людьми, то можно не сомневаться: он
женился по расчету. Чванливый по отноше-
нию к тем, кто занимает более низкое поло-
жение, Фамусов откровенно заискивает
и ищет расположения тупого Скалозуба, ко-
торый “не нынче-завтра генерал”. Чацкий с
насмешкой говорит о родне Фамусова;
А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В Ученый комитет который поселился
И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал и не учился?
Этот персонаж, выведенный в комедии,
помогает понять общественно-политическую
обстановку в России, почувствовать атмосфе-
ру, царящую в обществе. Все боятся образо-
ванных людей типа Чацкого, потому что по-
нимают, что недалеко то время, когда их сме-
тет, как ненужный хлам, новая сила, то есть
36
образованные передовые дворяне. Они боят-
ся перемен, потому что без крепостных сами
ничего в жизни не умеют, ни знаний, ни ума,
ни способностей у них нет. Ярые крепостники
готовы кого угодно объявить сумасшедшим,
лишь бы держаться за свои привилегии.
Пушкин говорил, что цель комедии – это
“изображение характеров и нравов”. Без-
нравственность фамусовского общества и без-
нравственность тех идеалов “века минувше-
го”, которым они поклоняются, напоминает
о том, что пороки человеческой натуры неис-
требимы, поэтому современные Молчалины и
Чацкие находятся в вечном противоборстве.
Способность ради карьеры “отважно жертво-
вать затылком”, беззастенчивость, с которой
“торопятся попасть в полки шутов”, – все
это делает комедию ГрибоедовА бессмертной.
Чацкий одной фразой дает меткую характе-
ристику фамусовскому обществу:
Смешные, бритые, седые подбородки,
Как волосы, так и умы коротки!
Старуха Хлестова говорит: “И впрямь с
ума сойдешь от этих, от одних от пансионов,
школ, лицеев…”. Ей вторит Скалозуб, что вы-
шел проект о том, что “там будут лишь учить
по-нашему: раз, два; а книги сохранят так:
для больших оказий”. Он сожалеет о своем
брате: “Чин следовал ему: он службу вдруг
оставил, в деревне книги стал читать”. Каза-
лось бы, он должен радоваться, что его брат
умнее, дальновиднее, но ничего, кроме раз-
дражения, Скалозуб не чувствует. Фамусов
заявляет: “А чтобы зло пресечь, забрать все
книги бы да сжечь!”. Сам Грибоедов писал:
“Чем образованнее человек, тем он полезнее
своему отечеству”. Но фамусовское общест-
во не желает быть полезным своему отечест-
ву. Родины и своего народа они, по существу,
не знают и не желают знать.
В комедии много внесценических персо-
нажей из крепостного сословия. Все образы,
даже самые незначительные, играют важную
роль в развитии сюжета, что помогает осу-
ществить основной идейный замысел коме-
дии – дать широкую картину русской дей-
ствительности того времени, показать борьбу
двух лагерей, то есть “века нынешнего” с
“веком минувшим”. Внесценические персо-
нажи помогают автору создать полную сати-
рическую картину общества, обобщая, типи-
зируя конфликт. В этом новаторство Грибое-
дова. Консервативная масса дворянства про-
поведовала идеалы “минувшего века”: “И на-
гражденья брать, и весело пожить” – вот их
лозунг, их девиз. Чацкий же и ему подобные
видят цель жизни в переустройстве общест-
ва, когда “рабов по духу” сменит гармонично
развитая личность, способная к самопожерт-
вованию во имя прогресса. Чацкий о “минув-
шем веке” говорит: “Прямой был век покор-
ности и страха”. Герой противопоставляет
идеалам Фамусова высокое понимание чести
и долга, общественной роли и обязанностей
человека.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

ИЗОБРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРОВ И НРАВОВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”