Изображение величия и красоты казацкой победы в творчестве Т. Г. Шевченко
Тарас Шевченко как истинный патриот своего народа гордился принадлежностью к «стране казаков» и вдохновенно воспел знаменитейшее украинское казачество. Героические события и характеры возникают в исторической поэме Тараса Шевченко «Тарасова ночь» — рассказа о победе казаков во главе с Тарасом Федоровичем Трясилом над войском Конецпольского. Чаще всего в «Кобзаре» мы встречаем обобщенный образ казака, который большей частью выступает в роли рыцаря, защитника народа, его воли и православной веры. Благодаря этому Казаки
Источник силы казаков в любви к родной земле, в вере в Бога и высокой морали.
Казак почти некогда не плачет («Босфор сроду не слышал казацкого плача»), но когда уже не в силах сдержать слезы, то они густые и искренние. Казаки сильные духом, жизнерадостные, а если сокрушаются, то от того, что шляхтич «очень развеселился» от безнаказанности. Казачеству присущи бескорыстие свободолюбие и благородство. В 1839 году Тарас Шевченко создал историческую поэму «Иван Подкова».
Как и Тарас Федорович из поэмы «Тарасова ночь», Иван Подкова
Может, сердце хоть немного отдохнет». Атаман Подкова, которому хорошо известна отвага казаков именно тогда, когда
«Синее море зверюкою то стонет, то воет», решает, что время идти на врага: «А нуте, мальчонки, На байдаки! Море играет — Идем погулять! Кругом волны, как те горы: Ни земли, ни неба. Солнце млеет, а казакам это только и надо.
Плывут себе и поют…».
Прекрасные строки произведения, посвящены изображению казацкой отваги. Тарас Шевченко в «Кобзаре» не скрывает от читателя своей увлеченности запорожским казачеством, идеализируя и наделяя его романтическим ореолом. Украинский казак у Шевченко храбрый до отчаяния — «казацкая воля гарцевала», казаки — это непобедимая сила, они, «как и туча, ляхов обступили» и за народ и за веру православную проливают свою кровь «живую», чистую», «святую». Описывая казаков, автор не жалеет ярких и теплых слов (казацкое войско, «как море красное», «орлы сизокрылые», «бедолага», «мои дети», «мальчонки»). «Как родного ребенка» голубит поэт своим словом каждый образ казака.
К казачеству как олицетворению рыцарской победы и свободолюбия Шевченко вызывает симпатию и внешними признаками: казацкие клейноды — бунчук, булава; » Вороной конек» — верный товарищ казака; «оружие золота» — «острая саблюка». Поэт использует традиционные казацкие формы обращения: господин-брат, паны-молодцы, отец-атаман, дети.
Эти прадавние этические нормы следует восстанавливать, так как они наши, украинские. Казачество во времена Шевченко уже было прошлым, о чем поэт пишет с печалью и болью: «Казачество гибнет — гибнет слава, родина», «Не заревут в Украине вольные пушки». Шевченко стремится вызвать у современников увлечение казачеством, желание снять с себя рабские путы и возродить запорожскую победу и гражданское мужество. Величие и красота казацкой победы, ее ореол всегда будет нам сиять в веках: «Той славы казацкой вовек не забудем».
На великих делах казаков и следует воспитывать идеал воина, гражданина, мужчины вообще.