Изображение сцен бала у классиков рус­ской литературы

Согласны ли вы с тем, что “изображение сцен бала у классиков рус­ской литературы редко применяется лишь в качестве красивого фона тех или иных коллизий литературного произведения” (А. В. Колесникова)?

Прежде чем приступить к работе над составлением сложного развер­нутого плана сочинения, подумайте, какое значение имеет понятие “бал” в истории русской культуры.

Отметьте, что развитие общества всегда происходит в его обусловлен­ности бытом, поэтому бал – неотъемлемая часть русского светского быта.

Покажите, что бал

впервые оказывается в центре внимания русских писателей в XIX веке, что свидетельствует об осмыслении отечественной литературой бала как культурного феномена.

Назовите сочинения русских классиков, в которых актуализируется тема бала (“Горе от ума” А. Грибоедова, “Евгений Онегин” А. С. Пушкина, “Война и мир” Л. Н. Толстого и др.).

Докажите, что изображение сцен бала в этих произведениях не пре­следует цели создания одного лишь “красивого фона”. Напротив, вос­принимая бал как своеобразную модель бытия, создатели текстов самых разных жанров (комедия, роман в стихах, роман-эпопея) наполняют

ее особым эстетическим, философским и мифологическим смыслом.

Далее убедитесь в том, что в основе бала лежит категория “театрально­сти”, поэтому он является особой моделью сценической игры. Это риту­ал, продуманный и организованный, а также пространство, где возможно стихийное разрушение этой ритуализации, допускающее игру случая.

Продолжив ваши наблюдения по выявлению значения этого истори­ко-культурного феномена, отметьте, что бал может создать “пороговую” ситуацию, поставив человека на “краю”, оставив его один на один с силами высшего порядка – судьбой и смертью. Он расширяет понятийное поле “жизни”, являясь одним из средств осмысления жизни как “поединка ро­кового”. Бал – это праздник, своеобразная остановка во времени, “сгуще­ние”, “концентрация бытия”, квинтэссенция жизни, кульминация в судьбе мужчины и женщины.

Бал позволяет обнаружить диалектику “историче­ски прекрасного” и “вечно прекрасного” (непреходящих ценностей).

Обратите внимание на то, что бал – это особым образом организован­ный предметный мир (зеркала, освещение, сфера запахов и т.д.). Назовите непременные компоненты бала, имеющие мифологическую основу (танец, ужин, карточная игра и т.д.). Покажите его специфические атрибуты, кото­рые как форма жизни светского общества создают ассоциативный метафо­рический фон: “светское общество – ад” (ночь, “кружение”, “вращение”).

Подводя итоги своим наблюдениям, сделайте вывод о функциональ­ной и поэтической многоаспектности изображения сцен бала у классиков русской литературы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Изображение сцен бала у классиков рус­ской литературы