Изображение поместного дворянства в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. Автор писал его около восьми лет, постоянно совершенствуя рукопись, добиваясь более точного выражения своих мыслей и чувств.
Такого широкого охвата жизни, какой дан в романе, не было еще ни в одном произведении мировой литературы. Именно поэтому В. Г. Белинский называл пушкинский роман “энциклопедией русской жизни”. “Прежде всего в “Онегине” мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов

его развития”, – писал критик. Действительно, в романе нарисована картина жизни различных слоев общества 20 годов 19 века.

Это было время подъема национального самосознания, усиления интереса к западной мысли, дающей “вольнолюбивые мечты”. Именно в свете этих изменений в общественной жизни России рисует Пушкин жизнь и нравы и высшего света столицы, и крепостного крестьянства, и провинциального дворянства.
Поместное барство изображено таким, каким его увидел светский столичный аристократ Евгений Онегин. Он поселяется в деревенском доме умершего дяди и становится “сельский житель, \

Заводов, вод, лесов, земель, \ Хозяин полный…”
Этот дом – типичное жилище провинциального барина. “Господский дом уединенный, \ Горой от ветров заслоненный” существует будто вне времени: никакие новые веянья эпохи не проникли в него, все скучно и серо, кажется, что здесь никогда и не было хозяина.
Здесь нет ни книг, ни газет. Онегин обнаружил лишь довоенный “календарь осьмого года” – воплощение несовременности, бедности духовного мира. Жизнь дядюшки была монотонна и скучна.

Каждый день был похож на предыдущий: “Деревенский старожил \ Лет сорок с ключницей бранился, \ В окно смотрел и мух давил”.
Евгений Онегин, пытаясь заняться устройством жизни крестьян в поместье и облегчить их существование, совершает неслыханное: “Ярем он барщины старинной \ Оброком легким заменил”. Это, конечно же, вызвало недоумение и неодобрение его соседей-помещиков, свято чтящих устои крепостнического уклада. Вердикт был безжалостен: “И в голос все решили так, \ Что он опаснейший чудак”.
Все, что выходит за рамки привычного, ими воспринимается враждебно. Прогрессивные взгляды видятся здесь сумасбродством, представляющим опасность для их привычной, устоявшейся жизни. Тем не менее, соседи радушны и пытаются завести знакомство с “мудрецом пустынным”, поэтому “сначала все к нему езжали”.
Оскорбясь его нежеланием принимать визитеров, местные старожилы окрестили Евгения “фармазоном”, приписывая ему членство в тайном религиозно-политическом обществе. В устах невежественные помещиков искаженное “франкмасон” обозначает “безбожник, революционер”.
Столь же чужим чувствует себя в этой деревенской “пустыне” Владимир Ленский, поклонник Канта, Шиллера и Гете. Воспитаннику Геттингенского университета чуждо общество “господ соседственных селений”. Их интересы приземлены, темы разговоров однообразны: “О сенокосе, о вине, \ о псарне, о своей родне”.

В интересном и образованном юноше все видят лишь потенциального жениха: “Таков обычай деревенский”!
Во всей красе предстает деревенский “высший свет” в сценах, описываемых именины Татьяны Лариной. Вереницей проходят перед читателем съехавшиеся гости, представляющие собой определенные типы помещиков. “Лай мосек, чмоканье девиц, \ Шум, хохот, давка у порога” – такова обстановка сельского праздника, “затея сельской остроты”.
Местные тузы становятся объектом пушкинской иронии. Тут и “толстый Пустяков” с говорящей фамилией, отражающей “богатство” его внутреннего мира, и Гвоздин, “хозяин превосходный”, крепостные крестьяне которого не видят счастья от этой хозяйственности и живут в нищете. “Скотинины, чета седая, \ с детьми всех возрастов, \ от тридцати до двух годов” знакомы читателю по комедии “Недоросль” Д. Фонвизина. “Отставной советник Флянов, \ Тяжелый сплетник, старый плут, \ Обжора, взяточник и шут” – воплощение невежества и пороков. Невольно возникает параллель с комедией Грибоедова “Горе от ума”: праздник, череда гостей, один другого “краше”. “Уста жуют.

Со всех сторон гремят тарелки и приборы \ Да рюмок раздается звон” – таков он, примитивный деревенский бал.
Сон Татьяны – эпизод, в котором еще ярче вырисовывается вся сущность сельского барства. При помощи аллегории Пушкин изображает общество, в котором царят косность, рутинерство, слепое преклонение перед “умной стариной”: “Один в рогах с собачьей мордой, \ Другой с петушьей головой, \ Здесь ведьма с козьей бородой, \ тут остов, чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот, \ Полужуравль и полукот”. Немилосердно критикует А. С. Пушкин “дикое барство”, представляя его в отталкивающих фантастических образах.

Как неестественно выглядит эта “компания” в реальной жизни, так странно выглядят на фоне подъема общественной мысли в России твердолобые помещики.
Пушкин беспощаден в своем сатирическом описании, но, по мнению В. Г. Белинского, новаторство поэта в том, что его персонажи – не однобокие “чудовища порока”, несовершенные, полные изъянов.
Автор не позволяет себе выносить однозначный приговор помещикам. Поэтому совершенно по-иному, тепло и задушевно, описан быт семьи Лариных. Легкая ирония соседствует с искренним любованием простотой и естественностью уклада жизни.
Конечно, такая жизнь упрощает человека. Мать Татьяны, в молодости первая модница, влюбленная в “гвардии сержанта”, но вопреки своей воле отданная замуж, в деревне становится обыкновенной русской барыней, “очень милой старушкой”. Раньше она на французский манер “звала Полиною Прасковью”, но со временем “стала звать \ Акулькой прежнюю Селину”.
Романтическая барышня, увлекающаяся сентиментальными стишками, рядом с супругом, “в прошедшем веке запоздалым” и считающим “пустой игрушкой” книги, находит свое счастье в том, чтобы “самодержавно управлять” и супругом, который “был простой и добрый барин”, и крепостными. Чета живет мирно, спокойно, безмятежно, находя время “И потужить, и позлословить, \ И посмеяться кой о чем”.
Только счастье ли это или привычка, “замена счастию”? “Она езжала по работам \ Солила на зиму грибы, \ Вела расходы, брила лбы” – и так изо дня в день, из года в год. Супруг же “в халате ел и пил” и “умер в час перед обедом”. Существование в деревне так однообразно, что время определяется “обедом, ужином иль чаем”!
Этот скучный и монотонный деревенский уклад, тем не менее, естественней и проще петербургской чопорности. Сельские жители ближе к народным традициям, к истокам, обладают “русскостью” души. Ларины “хранили в жизни мирной \ Привычки милой старины”, соблюдая все традиции.
Автор искренне любуется этим семейством: “Два раза в год они говели, \ Любили круглые качели, \ Подблюдны песни, хоровод”. Именно в этой семье родилась Татьяна – любимая героиня автора, с детства знакомая с преданьями “простонародной старины”, воспитанная няней, любящая слушать страшные рассказы, гадать. Она была окружена русской природой, одарившей ее цельностью натуры, искренностью, душевным богатством.

И все же Татьяна “в семье родной казалась девочкой чужой”, отличаясь более богатым внутренним миром и утонченностью натуры.
Ю. Лотман говорил, что Пушкин “все, к чему не касался, превращал в творчество”. Действительно, в сценах описания быта поместного дворянства проявляется художественное чутье автора, это придает описанию реалистичность. Описание помещичьего быта в романе является не только фоном для развития сюжета, но и характеризует образы главных героев.
Это – яркая страница “энциклопедии”, на которой просто, реалистично изображена русская действительность. Автор не дает категоричных оценок, он просто рисует ситуацию со всех сторон, предоставляя читателю самому сделать выводы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Изображение поместного дворянства в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”