Изображение персонажей реалистических произведений

Одним из любимых в художественной системе романтизма был мотив побега героя от серой будничности (Ш. Бодлер, “Несите меня оттуда вагоны и фрегаты!..”). Но куда именно этот герой убегал?

Прежде всего, это могли быть какие-то экзотические края. Романтики любили изображать отдаленные исторические эпохи, особенно фантастично-разнообразное и аллегорически-мистическое средневековье. Вспомним в связи с этим расцвет исторического романа в эпоху романтизма, который дал такие шедевры, как “Айвенго” (1819) В. Скотта.

Вместе с тем нужно

заметить, что жанра исторического романа не сторонились также реалисты (Г. Флобер, “Саламбо”). Однако все-таки преимущественно художественное время реалистических произведений – это их современность.

Показательным в этом плане является подзаголовок романа Стендаля “Красное и черное” – “Хроника ХІХ столетия”.

Итак, любимому романтиками историческому роману реалисты противопоставили роман на тему современности. Кроме того, местом “побега” романтического героя от прозы жизни могла быть и какая-нибудь выдуманная страна, своеобразный виртуальный мир. Вместе с тем действие большинства

реалистических произведений происходит в реально существующем, конкретном да еще и хорошо известном месте. Причем часто оно описано так наглядно и истинно, что кое-кто проверяет упомянутые в произведениях реалистов номера домов и квартир и даже количество балконов.

И когда все это совпадает, исследователи очень радуются…

Так, одним из ярких примеров реалистического художественного пространства является Лондон, описанный Ч. Диккенсом. То же самое можно сказать также о Петербурге Ф. Достоевского (т. е. образ Санкт-Петербурга, каким он возникает в произведениях русского писателя). Исследователи убедились, что Достоевский нигде не ошибся в названиях улиц, площадей, мостов через Неву. Итак, как “необыкновенного героя” литературы романтизма изменил “типичный герой” реалистической литературы, так же и “необыкновенное время и пространство” литературы романтизма изменили реальные, “узнаваемые”, хорошо известные читателям время и пространство литературы реализма.

Роль художественной литературы в системе искусств ХІХ ст. была чрезвычайно большой. Вместе с тем не все литературные роды и жанры были в одинаковом положении.

Скажем, если эпоха романтизма была эпохой господства лирической поэзии, то для эпохи реализма характерно доминирование эпоса. Хотя в художественной системе реализма работали не только прозаики, а и поэты, магистральные пути развития лирической поэзии середины – второй половины ХІХ ст. пролегали все-таки не на реалистических территориях.

Можно даже сказать, что торжество реализма над романтизмом ознаменовано торжеством прозы над поэзией. Если же рассматривать удельный вес в литературном процессе эпохи реализма именно прозаических жанров, то необходимо отметить, что в реализме середины – второй половины ХІХ ст. на смену малым жанрам (рассказ, повесть, очерк) приходит роман, причем, безусловно доминирует уже упомянутый роман о современности. Именно он мог наиболее интенсивно вбирать в себя основную (прежде всего – социальную) проблематику эпохи.

Кроме того, именно этот жанр давал возможность наиболее полно воссоздать и наиболее детально исследовать разнообразнейшие (как положительные, так и отрицательные, как “высокие”, так и “низкие”) темы, проблемы и аспекты реальной жизни человека и общества.

И совсем не случайно мастер социально-психологической прозы ХІХ ст. Стендаль назвал роман зеркалом, “с которым идем большой дорогой. Это оно отражает синь небосклона, то грязные лужи и колдобины”.

Автор “Красного и черного” требовал от писателей неуклонного покорения “железным законам реального мира”, исследование которых как раз и было одной из главных задач реализма.

Социально-психологическая проза – это прозаические произведения (в частности – романы), в которых рассмотрены важные социальные проблемы и воспроизведены явления, которые определяют особенности устройства общества через раскрытие психологии персонажей, их мыслей, стремлений и переживаний. Итак, эпоха реализма была периодом доминирования реалистического социально-психологического романа. Причем, именно в этой своей разновидности жанр романа (который имеет тысячелетнюю историю) к середине ХІХ ст. достиг такого совершенства, такого классического совершенства, что это время иногда называют “золотой эпохой” классического романа.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Изображение персонажей реалистических произведений