Изображение народной жизни в повести “Ночь перед Рождеством” Гоголя Н. В

Цикл “Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831) состоит из отдельных повестей, собранных, а затем и изданных от имени пасечника Рудого Панька. Каждая повесть имеет свой собственный занимательный сюжет, своих героев, но художественные принципы изображения народной жизни одни и те же во всем цикле. Их можно рассмотреть на примере повести “Ночь перед Рождеством”.
Тема данной повести – изображение народной жизни, жизни свободных, еще не закрепощенных украинских казаков. Время действия “Ночи…” – царствование Екатерины Второй,

когда Г. А. Потемкин готовил ликвидацию Запорожской Сечи и введение крепостного права на Украине в 1783 году: именно об этих государственных преобразованиях планируют говорить запорожцы с матушкой-императрицей в конце повести, отправляясь в Зимний дворец. Екатерина и Потемкин представлены Гоголем как сказочные герои, только внешне похожие на реальных.

Екатерина, например, выполняет в “Ночи…” роль доброй волшебницы, помогающей герою. Других исторических привязок и лиц в повести нет, поэтому время в ней условно (панхронично), как и в любой сказке. Идея повести – показ “достойной человека жизни”,

как отмечал сам Гоголь.

Именно так, достойно и правильно, живут обитатели Диканьки. По сути, в повести писатель опоэтизировал (идеализировал, как в сказке) сельскую жизнь и простого человека, то есть показал не заботы и тяготы казаков, а их отдых в веселый праздник Рождества: весело поют колядки девушки и парубки под окнами хат в рождественскую ночь, дети катаются с гор, уважаемые селяне собираются на праздничный обед к дьяку…
Главный герой повести – народ, участник действия и судья всех персонажей сказки. Фон действия повести составляют народные сцены. Веселые селяне собираются вместе в рождественскую ночь, и шум, крик, песни заполняют всю Диканьку. В церкви, где в рождественское утро собрались стар и млад, “на всех лицах, куда ни глянь, виден был праздник”.

Мир народной жизни представлен в повести через отражение его в фольклоре. Истинная народность художественного произведения, по мнению Гоголя, “состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа” (Н. В. Гоголь “Несколько слом о Пушкине”).

В “Ночи…” показаны положительные, с народной точки зрения, герои – душевно чистые, простые и цельные люди, не подверженные мучительным противоречиям и рефлексии романтических героев-дворян.
В центре повести образ кузнеца Вакулы. В характере этого молодца подчеркиваются: ум (ловко перехитрил черта), сильный, настойчивый характер (несмотря ни на что, добивается любви Оксаны, хотя остальные кавалеры уже отступились от капризной красавицы), удальство (чего стоит его путешествие за одну ночь в Петербург), самостоятельность (не покоряется ни Оксане, ни Чубу, ни обстоятельствам), благородство (страдает от любви, но не оскорбляет Оксану). Эти черты проявляются в истории любви Вакулы к гордой красавице Оксане, во время путешествия на черте в Петербург, на приеме у царицы.

Все эти моральные качества демонстрируют, с народной точки зрения, наивысшую ценность человека.
Кроме Вакулы Гоголь изображает и других героев, которые тоже взяты из народных сказок и побасенок: богатый и глупый Чуб, сластолюбивый дьяк, хитрая кумушка Солоха, писарь, “выходящий на четвереньках из шинка”, и т. д. Образ своенравной деревенской красавицы, которую преданно и горячо любит герой-добрый молодец, возник из лирических народных песен. Задорная девица смеется над героем и в то же время нежно любит его; ее желание иметь царские черевички – только повод поддразнить кузнеца.
Мир Диканьки окрашен в повести Гоголя мягким юмором: автор не разоблачает своих героев, но подсмеивается над их недостатками. Юмористическое противоречие лежит, например, в основе образа богатого казака Чуба: он претендует на солидность и уважение, а на деле оказывается ничтожным, трусливым человеком. Гоголь проявляет терпимость и уважение к простому человеку, даже если он не образец добродетели, поэтому великодушный Вакула и своевольная Оксана, дамский угодник – дьяк и бойкая Солоха, невозмутимый кум и даже черт изображаются юмористически.

Комизм характеров переплетается с ко мизмом ситуаций (например, борьба кума и его жены-сокровища за огромный мешок, в котором сидят Чуб и дьяк).
Эти сказочные по сути герои действуют в обычной деревенской обстановке, которая создается в повести только благодаря бытовым деталям: подробного описания быта казаков Гоголь не дает и в этом следует за фольклорной сказкой. Для автора важно отразить характер казаков – вольный, открытый, добродушный.
Отмечая народность “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, В. Г. Белинский писал, что в них “народное и фантастическое так чудно переплелись с реальностью, что оба эти элемента образуют собой конкретную поэтическую действительность, в которой не узнаешь, где в ней быль и где в ней сказка, но все поневоле принимаешь за быль” (В. Г. Белинский “О русских повестях и повестях Гоголя”, 2). Справедливость этого замечания можно подтвердить многими сценами из “Ночи…”. Вот, например, ведьма Солоха тушит все звезды на ночном небе, собирая их в рукав.

Или рассказчик приводит комическое объяснение, почему нечистый ненавидит кузнеца больше, чем местного священника отца Кондрата. Вакула в свободное от кузницы время был “богомазом”, то есть рисовал в храме иконы и фрески на библейские сюжеты. На стене диканьской церкви он изобразил картину, на которой грешники в сцене Страшного Суда гоняют черта кнутами, поленьями и всем, что под руку попадется.

Приходившие в церковь селяне всегда смеялись над этой росписью, а в особенности над увертывающимся от побоев чертом. Всеобщего осмеяния черт перенести не мог и поклялся отомстить Вакуле. Здесь Гоголь остроумно соединил реальность (кузнец и его роспись в церкви) и фантастику (черт, желающий отплатить за “обидную карикатуру”).

Черт и ведьма Солоха – бойкая, общительная казачка – показаны в сниженном виде, их хитроумные козни против людей никак не удаются.
Стало быть, можно отметить, что в “Ночи…” соседствуют черты реализма и романтизма. Реализм в повести выражается в умеренно детализированном описании бытовых сцен. Романтизм же проявляется в том, что, рисуя Диканьку и ее веселых, свободных жителей, писатель показывает свою мечту о разумных, справедливых человеческих отношениях.
Юмор в повести чередуется с лиризмом авторского повествования. Лиризм проявляется в разнообразных пейзажах и в авторских комментариях к действию. В начале повести Гоголь помещает торжественное описание ясной зимней ночи (звезды, месяц, безлюдье, глубокая тишина), которое все построено на олицетворении (одушевлении) природы. Величественная космическая картина соседствует с комическим рассуждением о сорочинском заседателе, известном знатоке ведьм и людей.

С удовольствием изображает автор яркий, шумный, веселый народный праздник Коляды в Диканьке. Чудесная картина ночного неба с толпой разнообразной нечисти возникает, когда Вакула летит на черте в Петербург.
В заключение отметим, что в “Ночи…” можно наблюдать сложное сочетание самых разнообразных приемов описания: романтизма и реализма, лирики и юмора, реальности и фантастики. В повести объединены реальные детали быта украинских казаков, включая диалектную речь, и описание невообразимой по красоте природы. В повести рядом живут более-менее реальные герои – жители Диканьки – и нечистая сила в разных обличиях (черт, ведьма Солоха, колдун-запорожец Пузатый Пацюк). Все вместе – это странный мир, который невозможно отнести ни к конкретному времени, пи к конкретной местности, то есть “Ночь…” по существу волшебная сказка
В повести царит радостное восприятие жизни: окружающий мир расцвечен яркими красками, описание героев и событий “искрится” задорным юмором, сказовая речь рассказчика и колоритная речь героев оживляют действие.
Необходимо подчеркнуть, что изображение народной жизни в повести не реалистическое, даже одностороннее, так как писательно показал реальной жизни простого человека, а представил в своем произведении светлый мир сказки. В этом отношении можно сравнить повесть Н. В. Гоголя “Ночь…” и поэму Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”. В поэме Н. А. Некрасова тоже переплетаются сказка и реальность, но жизнь народа показана вполне реалистично.

Некрасов рисует и картины труда, и страдания крестьян, Дарья вспоминает счастливые моменты в своей жизни, а рядом описываются похороны ее мужа Прокла. При всех различиях в упомянутых произведениях отношение к народу у Гоголя и Некрасова очень схоже. Некрасов с уважением описывает силу характера, красоту и великодушие Дарьи, которая, как и Вакула у Гоголя, становится главной положительной героиней поэмы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Изображение народной жизни в повести “Ночь перед Рождеством” Гоголя Н. В