Изложение сюжета рассказа В. Астафьева “Людочка”

Рецензия на рассказ В. Астафьева “Людочка” Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живет. Великие писатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора Астафьева “Людочка” описана жестокая реальность жизни.

Рассказ “Людочка” В. Астафьев написал в 1989 году. Но это произведение очень актуально и сейчас, в наше время, спустя десять лет. В этом рассказе Астафьев описал жизнь одной девушки, приехавшей в большой город из деревни.

Эту

девушку зовут Людочка. Так называется и рассказ Астафьева.

Из самого названия рассказа (“Людочка”) видно, что в нем написано о хорошей хрупкой девушке. Людочка все свое детство провела в деревне, со своими родителями: отцом и матерью, а после смерти отца – с отчимом. Ее отчим “никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо”.

Людочка в деревне росла “как вялая примороженная трава”. Когда Людочка приехала из деревни в город, она сразу же устроилась работать в парикмахерскую. С работы ей приходилось возвращаться домой через городской парк отдыха ВПВРЗ.

Автор рассказа сравнивает

этот парк со всей Россией: “Парк… выглядел словно бы после бомбежки или нашествия неустрашимой вражеской конницы”. В этом парке “с годами разрослось всякое дурнолесье и дурнотравие”. Виктор Астафьев с иронией называл парк “роскошным местом”, потому что он был “ближней природой” в городе, но так как “человеку без природы существовать невозможно”, то в парке ВПВРЗ все отдыхали и все им любовались.

Парк ВПВРЗ был похож на “загон”, а люди, проводившие в нем время – на “животных”. У этих людей (если, конечно, их можно так назвать) все было не по-человечески. Они никогда не жили разумной человеческой жизнью.

У них все проходило на уровне инстинктов. Характер Людочки раскрывается во многих эпизодах рассказа. Например, в эпизоде с умирающим человеком, когда все от него отошли дона лишь Людочка его пожалела.

А после его смерти все только делали вид, что им его жалко, все кроме Людочки. В эпизоде, когда в парикмахерской к ней начал приставать Артемка-мыло, она его порезала ножницами, после чего Артемка-мыло больше никогда ее не трогал и всем своим друзьям сказал, чтобы ее не трогали. Кроме Людочки, в рассказе Виктора Астафьева есть и другие герои: мать Людочки, ее отчим, Стрекач, Артемка-мыло и другие. Когда Людочка уже не могла переносить жизнь в городе среди ВПВРЗэшников, она приехала на время в свою родную деревню, к своей матери.

Мать Людочки, рассказывая ей только о своей жизни, даже не поинтересовалась жизнью своей дочери. Поэтому Людочка ей и не рассказала, что ей пришлось пережить в городе, так как посчитала, что ее матери нет никакого дела до нее. Мать Людочки была не таким человеком, которого описывал М. Горький в начале XX века в своем романе “Мать”.

В его произведении мать шла на все ради своего сына, а в конце XX века, в рассказе В. Астафьева “Людочка” матери нет никакого дела до своей дочери. Все оставили Людочку “… теперь и самой ей предстояло до конца испить чашу одиночества, отверженности, лукавого людского сочувствия…” Об отчиме Людочки никто много и не знает, даже сам автор. Ему не известна ни его фамилия, ни его имя. Он “никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо”.

Но именно он отомстил Стрекачу за Людочку. А Стрекач – это такой же обитатель парка ВПВРЗ, как и все остальные, только его отличие от остальных – это то, что многие обитатели городского парка считали его своим главарем. Для Стрекача, так же как и для других ВПВРЗэшников не существовало никаких рамок, в нем полностью отсутствовало что-либо человеческое.

После его смерти “угнетенные, ограбленные, царапанные… обитатели железнодорожного поселка вздохнут теперь освобождено, и будут жить теперь более или менее ладно до пришествия нового Стрекача, ими же порожденного и взращенного”. Когда Стрекач насиловал Людочку никто даже не отозвался на крики (Людочки) о помощи. Даже находящийся в это время рядом Артемка-мыло ничего не стал предпринимать для спасения чести Людочки.

Кульминационным эпизодом рассказа является самоубийство (через повешение) Людочки.

Она повесилась не от плохой жизни в городском парке ВПВРЗ, а из-за того, от нее все отвернулись, даже ее собственная мать. Все ее оставили в одиночестве. Она не была никому нужна.

В таких условиях жизни, в таком одиночестве человек может только или стать таким же существом, как эти “звери” из парка ВПВРЗ, или, не выдержав этой жизни, уйти из нее путем самоубийства. Ведь и Артемка-мыло, и Стрекач, и другие, подобные им отбросы общества – это люди, которых все отвергли, которые остались одни. Всех их сделало такими общество в котором они жили.

Им оставалось только стать “животными”, чтобы продолжать свое существование. Людочка перед смертью говорит: “Никто ни про что не спрашивал меня – никому до меня нет дела. А душа?

Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа”. Рассказ “Людочка” очень актуален и в наши дни. В наше тяжелое время деморализованное общество продолжает деградировать. И в наши дни существуют такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные и друзья (в следствие чего они не могут прожить в полном одиночестве и им остается только наложить на себя руки).

Все чаще встречаются такие отбросы общества, как Артемка-мыло и Стрекач, которых такими сделало общество.

Написав этот рассказ, Виктор Астафьев описал жизнь не только московского парка ВПВРЗ, но и жизнь всей России. Ведь общество деградирует не только в Москве, а во всей России. Своим рассказом автор хотел показать, что может произойти с человеком, когда он остается один (из людей).

Такое может произойти не только с героиней этого рассказа, но и с любым другим человеком. Рассказ “Людочка” написан доступным понятным языком. В произведении автор использовал много сравнений, причем в основном для деморализованного общества: центральный городской парк ВПВРЗ – загон, зверинец; люди – животные, стадо, звери.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Изложение сюжета рассказа В. Астафьева “Людочка”