Миг, когда между землей и небом пролетел вихрь, еще горячий, как дыхание раскаленных степей, застал Степаниду на краю огорода: она склонялась над черенками черной смородины, которые нарезала и высадила ранней весной. За вихрем проплыла над самой землей оторванная от компании туча, и пошел редкий дождь. Степанида даже не подумала укрыться от него. Она сорвала несколько листков, и растерла их в ладони — запахло смородиной.
Но здесь прибитая водой пыль начала тряхнуть, в густом, хоть режь его ножом, воздухе наступала духота.
Степанида отряхнула ладони и, поглядывая на небо, сказала: «Земля как пахнет». Голос ее утонул в громыхании и шуме ветра, который долетел с озера и облизнул холм, причесав косо все, что росло на нем — ветви деревьев молодого сада, ниже под садом — кусты орешника, которые густо разрослись на траве целины, и еще ниже — молодой, ломкий в ту пору камыш, который густой стеной стоял вдоль реки. Стало совсем темно. Большей части сада как будто не было!
Но невыразительное лопотоние успело донестись до Стетаниды. В ее груди сердце отозвалось на этот звук раньше сознания: идет стена дождя. Вечный страх перед потопом усилил и без того неровный, старческий стук сердца.
Степанида метнулась взглядом в сторону дома. И его не стало. Поняв, что стена дождя накроет ее, прежде чем она успеет к дому, она осталась… В самый последний миг подумала, что бояться же нечего!
Что она знает, как ходят по степи дожди. С детства…
Гром расколол небо. Когда склон холма, на котором стоял дом, в отблесках языков молнии покачнулся, и вдруг стало видно одинокую фигуру старой женщины, которую, будто перекати-поле, гнал впереди себя вихрь, ее белое, будто бумажное лицо с извиняющей, равнодушной ко всему, что творилось, улыбкой на слегка искривленных губах. Ливень смывал женщину со своего пути, толкал и толкал ее. В миг, когда стена дождя, укрыв землю большими цветами пузырьков, двинулась вперед, когда дождь, хотя и густой, уже давал возможность смотреть, Степанида увидела себя под склоном холма маленькой, засохшей, промокшей до ниточки, и ей стало жаль себя: жаль своей стариковской беспомощности, когда и от дождя своевременно укрыться не в состоянии.
К горлу начали подступать слезы. С силой навалилась на нее вода, придавило плечи, а она выстояла — гордость шевельнулась в груди за свои, пусть старческие силы, и Степанида повернула в правую сторону, чтобы хоть как-то укрыться под густыми ветвями орешника. Вот! — сказала. — Только в степи так ходит дождь.
Варианты творческой задачи:
Высказать собственные соображения относительно красоты и силы явлений; описать свои впечатления от естественного явления (грозы, бурые сливы, снега и т. п.).
- Гроза наступала Момент, когда между землей и небом пролетел вихрь, еще горячий, как дыхание раскаленных степей, застал Степаниду на краю огорода, возле верхнего края Гада: она склонялась над кустами черной смородины, которые нарезала и насадила весной. Вихрем пронеслась над самой землей оторванная от группы туча, и от нее пошел жидкий дождь. Степанида даже не подумала скрываться от ... Читать далее...
- Изложение текста повествовательного характера (с творческим заданием) на морально-этическую тему Цели: развивать умение самостоятельно составлять высказывание; работать над подбором языковых средств в соответствии с основной мыслью и стилем излагаемого текста; углублять творческое начало в работе над изложением. Оборудование: текст изложения. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Ход урока І. организационный этап II. Актуализация опорных знаний Беседа — Назовите нравственные понятия, на которые необходимо ... Читать далее...
- Контрольная работа. Изложение с творческим заданием Цели: познакомить учащихся с различными видами творческих заданий в изложении текстов; развивать навык написания изложения с творческим заданием; прививать культуру оформления творческих работ. Оборудование: словарь (запись на доске); опорные слова к тексту; план к изложению (при необходимости). ХОД УРОКА I. Актуализация опорных знаний В чем особенности вида работы «изложение»? — Какие виды изложения бывают? — ... Читать далее...
- Тема урока. Развитие речи. Изложение (с творческим заданием) текста повествовательного характера Цели: познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры; научить определять замысел художника и видеть его реализацию в общем виде памятника; проверить уровень сформировано коммуникативных и нормативных речевых умений и навыков. Оборудование: текст изложения, иллюстрации с изображением памятника Петру І в Санкт-Петербурге. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Ход урока I. Организационный этап II. ... Читать далее...
- Сочинение для 8-го класса на тему: ЛЕТНЯЯ ГРОЗА Сумерки сгустились настолько, что кроме темных силуэтов домов разглядеть что-либо на расстоянии было почти невозможно, прошумел в листьях свежий ветерок, пронесся и затих. Первые капли дождя, редкие и тяжелые, как горошины, застучали по крышам. Молния огненным зигзагом сверкнула невдалеке, и гроза началась. Раздирая темную громаду неба, молнии на мгновение озаряли окрестности, и снова все погружалось ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «гроза» Сочинение на тему «Гроза» Палящие лучи летнего солнца уже на протяжении многих дней изнуряли измученную землю и все вокруг. От их яростного натиска, людям, словно не хватало воздуха — они задыхались, даже пение птиц было не таким звонким как всегда. Ветки деревьев поникли, исчезла зелень луговых трав — они сдавались под натиском безжалостного солнца. И ... Читать далее...
- Сочинение на тему: ЛЕТНЯЯ ГРОЗА ЛЕТНЯЯ ГРОЗА Потемнело, нахмурилось небо, побежали черные грозовые тучи. Затаил дыхание старый бор — приготовился к бою. Как с горы скатился, вырвался из-за верхушек деревьев свирепый порыв ветра, сломал большущий сосновый сук, разметал косы плакучих берез, закрутил на дороге пыль и умчался. В тишине осторожно, еще не совсем уверенно, прогремел гром. Ударили по листьям первые ... Читать далее...
- Изложение на тему: Народные приметы С давних времен Люди внимательно наблюдали за явлениями, происходящими вокруг. Это помогало им не только лучше узнавать природу и окружающий мир, но и делать некоторые выводы, подмечать закономерности, предсказывать погоду, урожай. Так в народе появились и крепко вошли в нашу жизнь различные приметы. С детства все мы знаем, что если воробьи летом купаются в пыли, ... Читать далее...
- Сочинение на тему: ДОЖДЬ ДОЖДЬ Поднялась за рекой большая темная туча, накрыла полнеба. Загромыхал гром. Пронесся по лесным макушкам сильный вихрь. Зашумели, закачались деревья, закружились над поляной сорванные листья. Упали первые тяжелые капли. Сверкнула молния, ударил гром. Капля за каплей хлынул теплый проливной дождь. Приятно прятаться под густой развесистой елью в лесу. Хлещет дождь, сверкают молнии, а под елью, ... Читать далее...
- Майская гроза (1) Случалось ли вам когда-нибудь попасть под первый весенний дождь? Оказаться в поле в разгар грозы? Слышать близкие раскаты грома и видеть сверкающие молнии в грозовом небе? Эти впечатления остаются надолго — пугающие и захватывающие одновременно, очаровывающие дыханием вступившей в свои права весны. Весенняя гроза совсем не похожа на грозу летом или осенью. Это совершенно особенное ... Читать далее...
- Краткое изложение финальной сцены драмы А. Н. Островского «Гроза» Такова событийная канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую галерею человеческих типов. Здесь и купцы — самодуры, И почетные матери семейств — блюстительницы местных нравов, и странницы — богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа, и доморощенные ученые — прожектеры. Однако при всем разнообразии типов оказывается нетрудным заметить, что все они ... Читать далее...
- Сочинение на тему «Летний дождь» Теплый и радостный, несущий обновление всей природе, летний дождь — долгожданное и невероятно приятное явление для измученных зноем лесов и полей, пыльных улиц и домов. Шумный летний дождь внезапен и коварен, но его мнимая суровость мгновенно тает, отдавая живительную влагу всем, кто жаждет ее целебной силы. Прелесть летнего дождя непререкаема, его отчетливый и неумолчный шум ... Читать далее...
- Сочинение на тему: ПЕРВАЯ ГРОЗА ПЕРВАЯ ГРОЗА Большая темная туча растет за рекою. Я вижу, как клубятся бегущие впереди нее грозные облака. Отсвет солнца, пробившегося сквозь них, янтарными бликами ложится на лицо. Изо всех сил стрекочут кузнечики. Вихрь, налетевший внезапно, вдруг поднимает с дороги, несет в глаза пыль, отчаянно треплет, заворачивает на деревьях листву. Приближается гроза. Первые большие капли дождя, ... Читать далее...
- Гроза. Краткое изложение текста События происходят в первой половине XIX в., в вымышленном приволжском городке Калинове. Первое действие — в общественном саду на высоком берегу Волги. Местный механик-самоучка Кулигин беседует с молодыми людьми — Кудряшом, приказчиком богатого купца Дикого, и мещанином Шапкиным — о грубых выходках и самодурстве Дикого. Затем появляется Борис, племянник Дикого, который в ответ на расспросы ... Читать далее...
- Раздумья над творческим наследством В. Полищука Творческие достижения Валерьяна Полищука не отделимы от эпохи, на судьбу которой выпало немало испытаний: Вторая мировая война, революция 1917, гражданская война…В 30-х годах двадцатого столетия его имя было популярным, его часто можно было встретить на страницах газет и журналов. Что предоставляло популярности В. Полищуку? Прежде всего он прославил себя человеком неугомонного характера, кипучих организаторских способностей, ... Читать далее...
- Почему И. С. Тургенев называет Базарова «творческим лицом»? Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» писался осенью и зимой 1860-61г. Роман показал борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам 19 века. И. С. Тургенев отразил типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем. Писатель стал свидетелем кризиса дворянской революционности, на его глазах рушились устои векового крепостнического строя. Образ Базарова занимает ... Читать далее...
- Сочинение на тему: В лесу после дождя В лесу после дождя (сочинение по заданному началу) После проливного дождя в лесу появилось много грибов. Я отправляюсь туда ранним утром. Как прекрасно в это время в лесу! Вокруг тишина. Воздух свежий. Капельки росы сверкают на солнце. Сразу же я промокаю насквозь, так как приходится заглядывать под елки, а с них так и сыплет роса. ... Читать далее...
- Весенняя гроза в начале мая В тот день ничто не предвещало грозы. Яркое солнце ласкало своими теплыми лучами людей, деревья, дома. Птицы, опьяневшие от солнца таскали веточки, пух для постройки гнезд. Наша семья отправилась на дачу немного отдохнуть и потрудиться. Бабушка, как обычно работала в огороде, мама готовила обед, а мы с Маришкой катались на велосипедах. И когда мы делали ... Читать далее...
- Краткое изложение — Знак беды Степанида и Петрок Богатька живут на хуторе Яхимовщина, в трех километрах от местечка Выселки. Их сын Федя служит в танковых войсках, дочь Феня учится «на докторшу» в Минске. Начинается война. Быстро прокатывается на восток фронт, приходят немцы. Наступает страшная в непредсказуемости новых бед жизнь. Поначалу немцы хозяйничают лишь в местечке и на хутор не наведываются. ... Читать далее...
- Проблема выбора профессии по Громову Каждого человека с раннего детства готовят стать деятельным творческим (ЕГЭ по русскому) С раннего детства человек готовится к будущей жизни. Уже в школьном возрасте необходимо подумать, кем ты хочешь стать, какую сферу деятельности и профессию ты выберешь. М. М. Громова, автора данного текста, волнует проблема выбора профессии. Автор говорит нам о том, что на подготовку ко взрослой жизни нужно значительное количество времени. «Для достижения максимального эффекта в ... Читать далее...
- Мини сочинение: Гроза Все притихло. Куда девались птицы, которые так резво порхали и пели? Где насекомые, что так беззаботно жужжали в траве? Все спряталось и замерло, затихли лесные шорохи и шепоты. Деревья, словно завороженные, перестали покачиваться и задевать друг друга глянцевыми листочками. Они выпрямились, только изредка наклонялись верхушками друг к другу, как будто предупреждали о близкой опасности. Свинцовочерная ... Читать далее...
- Сочинение про дождь Сочинение про дождь Однажды в летний день все время шел дождь, точнее был ливень, с ветром, громом и молнией. У нас дома отключили электричество, не работал ни телевизор, ни компьютер, даже музыку нельзя было послушать. Еще и мобильный телефон разрядился. Я был дома один, мне стало грустно, ведь я не мог даже ни с кем ... Читать далее...
- Сочинение на тему Судьба и душевная трагедия Катерины (по пьесе Н. Островского «Гроза») Судьба и душевная трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») В основу пьесы А. Н. Островского «Гроза» положен конфликт «темного царства» и светлого начала, представленного автором в образе Катерины Кабановой. Гроза — это символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагичной любви, и то же время — воплощение бремени страха, под игом ... Читать далее...
- Изложение на тему об античеловеческой, неестественной сути войны Теплая летняя ночь над фронтом. Тишина. Изнуренные спят бойцы. А я караулю на своем наблюдательном пункте. Взошел месяц, залив своим дремотно-синим сиянием всю нашу долину. Забелел остатками своих классических стен городок. Внимательнее вглядываюсь в передний край врага, который может неожиданно, от испуга, открыть огонь, и тогда будет мне работа: фиксировать огневые точки. Месячная ночь усыпила ... Читать далее...
- Осенний дождь сочинение Осенний дождь самый печальный и грустный. Весенний или летний дождь приносит радость, а вот осенний тоску. Осенний дождь приносит холод, сырость, дискомфорт. Он очень не приятен. Так не хочется мириться с тем, что на смену жаркому лету пришла холодная осень. Так хочется, чтобы Лето еще на несколько недель задержалось. Но увы, это не возможно, осень ... Читать далее...
- Сочинение на тему: Почему Островский назвал свою драму «Гроза»? Почему Островский назвал свою драму «Гроза»? Александр Николаевич Островский — автор большого количества пьес, многие из которых до сих пор с успехом ставятся на театральных сценах и экранизируются. Одним из самых популярных произведений драматурга считается драма «Гроза», которая была закончена в 1859 году, то есть буквально за полтора года до Крестьянской реформы в России. В ... Читать далее...
- Сочинение на тему «Гроза» Н. Островского — драма или трагедия? «Гроза» А. Н. Островского — драма или трагедия? «… Мир затаенной, тихой вздыхающей скорби» изображает драматург, воплощая его события и характеры в образах персонажей драмы «Гроза», и очевидно, что слова Н. Добролюбова помогают точнее дать жанровое определение произведения. «… Мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового безмолвия…» — но целый мир, а не фрагмент его, ... Читать далее...
- Краткое изложение Ворота Расемон Р. Акутагава Ворота Расемон Однажды под вечер некий слуга, уволенный хозяином, пережидал дождь под воротами Расемон. Усевшись на верхней ступеньке, он то и дело трогал чирей, выскочивший на его правой щеке. Хотя ворота стояли на центральной улице, никого, кроме этого слуги, под ними не было, только на круглом столбе сидел сверчок. В течение последних двух-трех ... Читать далее...
- Изложение на тему творчества Пушкина: Яд, разлитый его сочинениями Пушкин Напрасно, сидя в Михайловском, думал, что он был оставлен в покое. Он ошибался: его не забыли. В эти же самые дни в Псковской губернии появилось лицо, прибывшее именно ради него и им лишь одним заинтересованное. Это был «любитель-ботаник» и отчасти даже писатель, очень воспитанный дворянин лет сорока — Александр Карлович Бошняк. Служил он в ... Читать далее...
- Краткое изложение новеллы Акутагавы Рюноскэ «Ворота Расемон» Однажды под вечер некий слуга, уволенный хозяином, пережидал дождь под воротами Расемон. Усевшись на верхней ступеньке, он то и дело трогал чирей, выскочивший на его правой щеке. Хотя ворота стояли на центральной улице, никого, кроме этого слуги, под ними не было, только на круглом столбе сидел сверчок. В течение последних двух-трех лет на Киото одно ... Читать далее...
- Сочинение на тему: Был ли иной путь у Катерины? в пьесе Гроза, Островский Был ли иной путь у Катерины? Пьеса «Гроза», которая была написана Островским в 1859 году, одна из самых популярных у автора. Такой успех произведения совсем неудивителен. В драме был описан совершенно новый женский образ, который отличался силой и глубиной. Героиня словно бы олицетворяла собой протест против душного и затхлого мира, где царствовал патриархальный уклад, по ... Читать далее...
- Сочинение на тему: ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ И «ТЕМНОЕ ЦАРСТВО» В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Гроза — стихия, неукротимая и непреодолимая, божья кара на головы грешников. Бросить ей вызов — все равно что противиться самой судьбе. Таковы были представления людей об этом явлении природы до его научного объяснения. Все боялись грозы, а многие, несмотря на знание законов физики, боятся ее до сих пор — безотчетным, инстинктивным страхом первобытного человека. Может ... Читать далее...
- Сочинение на тему За что я люблю лето Лето — чудесная пора. Я всегда с нетерпением жду это время года, так как летом тепло, можно дольше гулять, ведь темнеет позже. Я люблю лето за то, что в это время года я весело провожу время: играю с друзьями, езжу с семьей купаться на море и отдыхать. Перед выходом на улицу не нужно надевать много ... Читать далее...
- Сочинение на тему: ОБРАЗ КАТЕРИНЫ — РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Наверное, ни одному русскому писателю не удалось в своем творчестве обойти вниманием женщину. И какими же разными их описывали! Были среди них и хрупкие барышни, и работящие, выносливые деревенские бабы. Но всех их объединяют черты, из которых складывается цельный, обобщенный образ русской женщины. Что же характерно для нее? Любая героиня произведений русской литературы отличается сильным, ... Читать далее...
- Сочинение по картине Герасимова «После дождя» Когда я смотрю на картину великого русского художника Герасимова Александр Михайловича «После дождя», я понимаю, что передо мною шедевр. На душе возникает странное чувство гармонии с живописным пейзажем, изображенным на ней. Как же красиво и прекрасно после дождя! Природа кажется освеженной, чистой, уютной. Она манит на свои просторы, радует глаз. При этом нет ни малейшего ... Читать далее...
- Жертви «темного царства»; у п’єсі «Гроза»; Гроза Островський А. Н Жертви «темного царства» у п’єсі «Гроза» В атмосфері «темного царства», під гнітом самодурної сили тьмяніють, марніють живі людські почуття, слабшає воля, мерхне розум. Якщо ж людина наділена енергією, спрагою життя, те, застосовуючись до обставин, він починає брехати, хитрити, вивертатися Під тиском цієї темної сили розвиваються характери Тихона й Варвари. І спотворює їх ця сила — ... Читать далее...
- Помогите написать сочинение на тему,2катерины-2судьбы (гроза, и леди магмет,,)пожалуйстааа) Две судьбы, две трагедии…. Про кого же эти грустные слова? Эти слова о двух героинях: Екатерины Кабоновой и Екатерины Измайловой, из произведений «Гроза» и «Леди Макбет Мценского уезда». Так в чем же их трагедия? Для этого нужно обратиться к содержанию произведений. В обеих пьесах главных героинь зовут Катеринами, как уже упомяналось выше. Начнем с первой ... Читать далее...
- Что сильнее в Катерине — веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А. Н. Островского «Гроза»;) Гроза Островский А. Н Что сильнее в Катерине — веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А. Н. Островского «Гроза») Драма А. Н. Островского «Гроза» написана в 1859 году, почти полтора века назад. (Казалось бы, что нам сегодня до купеческой жены Катерины Кабановой, которая изменила мужу, сама во всем призналась и бросилась в Волгу? Почему же «Гроза» до ... Читать далее...
- Краткое изложение Пигмалион Дж. Бернард Шоу Дж. Б. Шоу Пигмалион Действие пьесы разворачивается в Лондоне. В летний вечер дождь льет как из ведра. Прохожие бегут к Ковент-Гарденскому рынку и к портику собора св. Павла, где уже укрылось несколько человек, в том числе и пожилая дама с дочерью, они в вечерних туалетах, ждут, когда Фредди, сын дамы, найдет такси и приедет за ... Читать далее...
- Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза» Гроза Островский А. Н Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза» В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев. Драматург не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно — авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается ... Читать далее...
Изложение с творческим заданием на тему: Гроза наступала