Из статьи “Об Адамовиче-критике”
Адамович попадает прямо пальцем в небо, – например, когда он заявляет на основании одного-двух стихотворений, что к поэзии В. Набокова “без Пастернака трудно подойти”. С таким же успехом можно было бы говорить о близости Набокова к Маяковскому на основании стихотворения “О правителях” (“Вы будете (как иногда говориться) смеяться, вы будете (как ясновидцы говорят) хохотать господа…”) …Дело тут не в близости к Пастернаку или Маяковскому, а в необыкновенном даре переимчивости, которым обладает Набоков.
Это одна из характернейших
Правда, роман оказался не совсем тем, на что надеялся Ходасевич: герой едва ли подан в нем “безжалостно-сатирически”, а с другой стороны в нем большую роль играет сатирически препарированная биография Чернышевского, которую пишет герой. И все же несравненный пародийный дар Сирина, его поразительная переимчивость нигде не сказались с такой силой. Чего стоят одни пародии на рецензии о книгах годунова – Чердынпева!
- Из статьи “Возрождение Аллегории” Гениальный, но неудобочитаемый Салтыков теперь почти всеми забыт. Вот, должно быть, отчего, когда пишут о Сирине, вспоминают, как его, так сказать, предка. Гоголя, Салтыкова же – никогда. Близость Сирина к Гоголю бесспорна… Но Гоголь несравненно осторожнее, сдержаннее, “классичнее” в пользовании приемами “романтической иронии”. В разработке гоголевских стилистических схем, основанных на намеренном неразличении “живого” и “мертвого”, […]...
- Творчество В. В. Маяковского в критике и литературоведении Б. М. Эйхенбаум: “В числе всевозможных противоречий, накопленных русской жизнью и культурой XIX века, было одно очень болезненное, дожившее до революции: противоречие “гражданской” и “чистой” поэзии, противоречие поэта-граж-данина и поэта-жреца. Знаменитая формула Некрасова: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” – достаточно характерна в этом смысле. Еще характернее слова Тургенева о стихах Некрасова […]...
- Д. И. Писарев “Обломов” краткий конспект статьи (*Общие критические статьи) Дело истинного поэта – проследить цепь психологических изменений в герое, раскрыть его характер, его душу перед читателем, объяснить, какое влияние оказывает общество на формирование личности героя. Гончаров в своем романе ставит цель разобрать и решить сложную психологическую задачу, поставленную перед всем человечеством. Писатель рассматривает и анализирует недостатки общества, общие проблемы, однако это все лишено полемики […]...
- Сочинение по анализу статьи Д. С. Лихачева (*Общие критические статьи) Каждый человек понимает мир по-своему. Для кого-то мир заканчивается деревней, городом, в котором он живет. Но наш мир огромен, Земля – наш дом, в котором много прекрасного и интересного. Об этом и говорит нам академик Лихачев. Как он точно выразился, земная культура велика и уникальна. И как же много шедевров искусства, созданных тысячи лет назад […]...
- “Кризис в критике” и позиция Блока Блок был русским символистом, входил в символистские литературные круги, участвовал в символистских изданиях и издательствах, высоко ценил творчество крупнейших поэтов русского символизма, неоднократно заявлял о своей принадлежности к символизму в дореволюционное, а отчасти и в советское время. Орган символистов “Новый путь”, он называл своей “литературной родиной”, а “Весы”,- правда, иногда отступая от этого признания, – […]...
- Кризис декадентских направлений в критике Вступление пролетариата и марксистов на историческую арену русского освободительного движения породило глубокий кризис буржуазной идеологии и всех течений, которые ее тогда представляли в России. Несмотря на упоение некоторыми свободами, проблесками демократии в стране, которые удавалось отвоевывать у царизма грозным выступлением масс, в сущности буржуазная идеология переживала глубокий кризис. С большими претензиями на пересмотр демократических традиций […]...
- Творчество М. И. Цветаевой в критике и литературоведении M. Л. Гаспаров: “Чтобы найти и утвердить собственный образ, чтобы стать непохожей на других – для этого молодая Цветаева выбрала свой собственный путь и держалась его очень последовательно. Это было превращение стихов в дневник. …Превратила дневник в поэзию только Цветаева: для того чтобы осуществить такое скрещение жанров так последовательно, нужна была творческая воля и человеческая […]...
- Борьба направлений в литературе и критике 1855-1858 годах Политическая атмосфера, возникшая в России в годы цензурного террора, казалось, устраняла всякие возможности дальнейшего развития идей Белинского. Даже имя Белинского нельзя было произносить. Некрасов – единственный из крупных представителей демократического течения 1840-х годов, остававшийся в литературе, – ценой огромных усилий вел журнал, еще напоминавший о литературной борьбе недавнего прошлого. Особенно трудным для Некрасова обстоятельством являлось […]...
- Творчество А. А. Ахматовой в критике и литературоведении К. И. Чуковский: “Едва только вышли ее первые книги “Вечер”, “Четки”, “Белая стая”, я сделал попытку дознаться, в чем первооснова ее лирики. И увидел, что даже тогда, в пору своего преуспеяния и громких литературных успехов, она в своей юной поэзии тяготела к темам бедности, сиротства и скитальчества. Любимыми ее эпитетами были: скудный, убогий и нищий. […]...
- Вопросы и ответы к творчеству В. В. Набокова 1. Объясните значение псевдонима Сирин, которым В. Набоков подписывал свои русскоязычные романы до 1940 года? 1940 год был последним годом писателя Владимира Сирина (под таким псевдонимом публиковалось все русскоязычное творчество писателя) и рождением англоязычного писателя Набокова. Выбор псевдонима отразил некоторые творческие установки писателя. Сирин – мифологическая птица-дева, зачаровывающая людей райским пением. В западноевропейских легендах она […]...
- Творчество Б. Л. Пастернака в критике и литературоведении С. С. Аверинцев: “Поэтический мир Пастернака предстает перед нами во всем богатстве ассоциаций, которые обновляют наше понимание знакомых предметов и явлений, во всей динамичности сменяющихся картин самобытности характера художника. Читателя, знакомого с русской поэзией XIX и начала XX века и открывшего книгу ранних стихотворений и поэм Пастернака, ждут смысловые трудности, не преодолев которые он не […]...
- Отрывок из статьи Б. Пастернака о В. Маяковском и о С. Есенине. Краткое изложение текста (…) 9 Итак, летом 1914 года в кофейне на Арбате должна была произойти сшибка двух литературных групп. С нашей стороны были я и Бобров. С их стороны предполагались Третьяков и Шершеневич. Но они привели с собой Маяковского. Оказалось, вид молодого человека, сверх ожидания, был мне знаком по коридорам Пятой гимназии, где он учился двумя классами […]...
- Творчество А. Т. Твардовского в критике и литературоведении М. В. Исаковский: “К этому времени, то есть к концу двадцать восьмого года или к началу двадцать девятого, относится одно событие, которое мне хорошо запомнилось. На собрании смоленских литераторов Твардовский читал свои новые стихи, и мы, участники собрания, обсуждали их. Среди прочитанных было стихотворение “Уборщица”. По содержанию, да и по форме стихотворение самое незамысловатое. В […]...
- Роман “Мы” в критике и литературоведении А. К. Воронений: “Лежит у меня… роман ваш “Мы”. Очень тяжелое впечатление. По совести. Неужели только на это вдохновил Вас Октябрь и что после было да наших последних дней? Какая же это “самая шуточная и самая серьезная вещь”? Самая мрачная и мизантропическая. Рано еще по нас такими сатирами стрелять. Как-то не туда, куда нужно вы […]...
- Роман о Розе Краткое содержание и авторы (*Общие критические статьи) “Роман о Розе” – памятник французской литературы 13 века, первые 4058 стихов этого аллегорического романа были написаны около 1230 года Гильомом де Лоррисом (около 1237), остальные 17 622 стиха были сочинены около 1275 года Жаном де Меном. Часть поэмы, написанная Лоррисом, – аллегорическая картина куртуазной любви; здесь фигурируют персонифицированные герои и добродетели, а само произведение […]...
- “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” в критике 1860-x годов Сборника ” Роман (бессмертное произведение) Достоевского “Преступление и наказание” в русской критике” (типа вышедших в недавние годы “Роман (бессмертное произведение) И. А. Гончарова “Обломов” в русской критике” или соответственно “Драма А. Н. Островского “Гроза” в русской критике”) не существует. Наиболее полная на сегодняшний день библиография прижизненных откликов на этот роман – в комментарии к академическому […]...
- Проблемы реализма в критике последователей В. Белинского Белинский гордился тем, что его взгляды на современную реалистическую литературу начинали входить в сознание публики. Это было верным признаком того, что реалистическое направление окончательно упрочило свое положение в русской литературе. У Белинского появились ближайшие единомышленники и последователи. Вне его влияния стало уже трудно писать критические статьи. Но в этой группе были разные люди, позднее разошедшиеся […]...
- Козьма Прутков. Пастух, молоко и Читатель. Что высмеивается в этой пародии? 1. Что высмеивается в этой пародии? В этой пародии высмеивается попытка поучать, когда для поучения нет никаких оснований. 2. Назовите все приметы басни в данной пародии. В стихотворении “Пастух, молоко и Читатель” есть все приметы басни. В нем есть басенные герои. Можно считать событием путешествие Пастуха. Но в этом событии не ясны цель и результат. […]...
- Отцы и дети” в русской критике Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” вызвал множество статей, стихотворных и прозаических пародий, эпиграмм, карикатур. Главным объектом полемики был образ центрального героя романа, Евгения Базарова. Разногласия доходили до крайних суждений. Споры продолжались долгие годы, и страстность их не ослабевала. Очевидно, проблематика романа сохраняла злободневность и для последующих поколений. В романе с исключительной остротой сказалась […]...
- Гражданственное отношение к литературе в критике Белинского Можно сказать многое и за, и против Белинского. В его пользу всегда будет говорить то, что он самый подлинный, самый бескомпромиссный и самый последовательный из литературных революционеров. Его вдохновляла любовь к близкому будущему, которое он прозревал с изумительной интуицией. Может быть, никогда не бывало критика, так подлинно соответствовавшего истинному направлению своего времени. Более того, он […]...
- Творчество А. И. Куприна в критике и литературоведении К. Г. Паустовский: “Часть современных Куприну критиков, так называемых “литературных чистоплюев”, обвиняла писателя, особенно в связи с “Молохом”, в том, что он не окончил “литературную консерваторию” и допускает в своих вещах языковые и стилистические небрежности. Обвинение это объясняется тем, что Куприн стремился сказать все, что он хотел, “по свежему следу”, не откладывая работу и не […]...
- Творчество М. Ю. Горького в критике и литературоведении К. И. Чуковский: “Прежде, мечтая о счастье людей, Горький славил анархический бунт, но теперь, после того, как он развенчал Челкаша, он верит уже не в бунтаря, но в работника. Доработается человечество – до счастья. В человечестве он видит артель строителей счастливого планетарного будущего. Горький первый из русских писателей так религиозно уверовал в труд. Только поэт-цеховой, […]...
- Творчество А. И. Солженицына в критике и литературоведении Г. Я. Бакланов: “Среди ежемесячного, ежедневного потока литературных произведений, в разной степени талантливых, отвечающих различным читательским вкусам, являются вдруг книги, знаменующие собой гораздо больше, чем даже появление нового яркого писателя. Эти книги призваны оказать влияние на то, что пишется сейчас, на то, что будет писаться после них. Они всегда появляются как бы вдруг. На самом […]...
- Творчество В. М. Шукшина в критике и литературоведении М. Г. Ваняшова: “Постоянное место действия шукшинских рассказов – открытое, незамкнутое пространство, располагающее к особой доверительности и искренности. Деревенский мир, где все распахнуто настежь, деревенская улица или изба, наполненная людьми, проселочная дорога, людный магазин, дежурка на автобазе, сельсовет, гостиница, чайная, бойлерная, больничная палата, курилка, суд – все это и сцена, и карнавальная площадь. Здесь герои […]...
- Творчество А. П, Платонова в критике и литературоведении Л. Л. Авербах: “Нам нужно величайшее напряжение всех сил… суровая целеустремленность!.. А к нам приходят с пропагандой гуманизма! Как будто есть на свете что-либо более истинно человеческое, чем классовая ненависть пролетариата… Платоновская “нигилистическая” критика государства вполне гармонирует и с его “гуманизмом”, с его проходящим через весь рассказ противопоставлением города деревне – крестьянство, дескать, все производит, […]...
- Творчество A. B. Вампилова в критике и литературоведении Е. М. Гушанская: “”Утиная охота” – это прежде всего пьеса-исповедь, в основу которой положен не драматический, а лирический конфликт, не драматические столкновения, а сюжет лирического самоосознания. То, что принято называть интригой, нервом, движущим действие и подводящим его к кульминации, в пьесе Вампилова не события, происходящие с героем, а соотношение между разворачивающимися в его мозгу воспоминаниями […]...
- Творчество Л. Н. Андреева в критике и литературоведении МЛ. Волошин; “Успех последних произведений Леонида Андреева представляет знаменательное явление, как свидетельство о состоянии души русского общества в эпоху революционной смуты. Он указывает на точный уровень нравственных и философских запросов большой публики. Истинные произведения искусства дают душе новую полноту, даже проповедуя пессимизм и отрицание. Главные же особенности произведений Леонида Андреева в том, что они оставляют […]...
- Сенковский пародия, романтические поэмы (*Общие критические статьи) В конце 1820 года известный критик Н. И. Надеждин писал о романтических поэмах: “Нет ни одной из них, которая бы не гремела проклятиями, не корчилась судорогами, не заговаривалась во сне и наяву и кончилась бы не смертоубийством…” То же непреодолимое отвращение к патологическим и криминальным мотивам в современной ему литературе испытывал и О. И. Сенковский […]...
- Статьи Н. В. Гоголя по литературно-эстетическим вопросам В сборнике “Арабески” (1835) Н. В. Гоголь опубликовал ряд статей по вопросам эстетики и критики. Затем в первом томе пушкинского “Современника” появилась статья Гоголя “О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году” (1836), обратившая на себя внимание и сочувственно отмеченная В. Г. Белинским. В “Современнике” же Гоголь напечатал статью “Петербургские записки 1836 года” (1837), […]...
- Конспект урока: “Смерть платит все долги”, “Образ Гамлета в литературной критике” Цель : проанализировать действие 5 трагедии, дать понятия мотива, проследить, как Шекспир раскрывает мотив мести, его связь с системой образов, совершенствовать навыки характеристики литературного героя, выяснить композиционные особенности произведения, воспитывать гуманистическое мировоззрение. Оборудование : памятка “Композиция художественного произведения”, информационные карточки “Образ Гамлета в литературной критике”, репродукция картины Э. Делакруа “Гамлет и Горацио на кладбище”, схема […]...
- Биография Владимира Набокова Владимир Владимирович Набоков – писатель. Родился Владимир Набоков 10 апреля 1899 года в Петербурге в семье известного политика. Аристократический семейный уклад в биографии Набокова благоприятствовал изучению иностранных языков с ранних лет. Сначала Владимир учился в Петербургском Тенишевском училище. Во время обучения писал стихи, увлекся изучением насекомых. Первый сборник стихотворений в биографии Владимира Набокова был издан […]...
- Мнение о критике Белинского на произведение “Евгений Онегин”. Судьба Ленского, как романтика в современном мире. (Белинский В. Г.) Я согласен с высказыванием Белинского о людях – романтиках. Романтики был бы пустыми людьми в современном обществе. Романтики – это люди, с возвышенным чувственным миром, для них духовное состояние играет огромную роль в их жизни. Такие люди чересчур эмоциональны, и в современном обществе их чувства были бы убиты и растоптаны реалистичным миром. Эти люди любители […]...
- Готическая литература, роман, новелла. А. А. Бестужева Замок Эйзен (*Общие критические статьи) В готической новелле А. А. Бестужева “Замок Эйзен” перед читателем предстает весь арсенал ужасов, о которых говорится в пародии О. Сомова,- подземелья, убийства – одно страшнее другого. Действие происходит в средневековом замке – страшном символе насилия и зла. И здесь вновь возникает столь любимый русской новеллистикой начала XIX века мотив – мотив оживающего мертвеца. Однако […]...
- О А. А. Ахматовой из статьи “Анна Ахматова” (Чуковский) Анну Андреевну я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н. С. Гумилева, который тогда же, при первом знакомстве, назвал ее своей ученицей. То были годы ее первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло два-три года, и в ее глазах, […]...
- Полемические статьи Писарева “Пушкин и Белинский” Особое место в литературно-критическом наследии Писарева занимают две его резко полемические статьи, объединенные общим названием “Пушкин и Белинский” (1865). Еще в 1864г. в статье “Реалисты” Писарев сформулировал замысел будущей работы. Одна из самых важных задач современного реализма, писал он, заключается в том, “чтобы русский человек сам принужден был смеяться над своими возвеличенными пигмеями…” “- Вам […]...
- Как написать сочинение в жанре статьи, очерка, эссе Статья. Сочинение в жанре литературно-критической статьи является наиболее сложным и ответственным, поскольку оно требует не просто критического отношения к произведению, но отношения научно-исследовательского. Вы должны открыть в произведении нечто новое, то, что еще не стало предметом научного исследования. Такого рода сочинение должно быть концептуальным, то есть отражать авторское видение, понимание и оценку произведения. Можно сказать, […]...
- О творчестве В. В. Набокова В 1930-е гг. Набоков пишет рассказы, 7 романов, пьесы “Изобретение Вальса” и “Событие”. Обобщение психологического опыта – мемуары. Особая страница творчества – работы по истории русской и западной литературы, трехтомные примечания к собственному переводу “Евгения Онегина”. В 1938 г. Набоков переезжает в Париж, в 1940 – в США. Это конец русскоязычного писателя Сирина и рождение […]...
- Статьи Андросова и Надеждина, посвященные первой постановке “Ревизора” Статья Надеждина сразу вызвала протест и возмущение врагов “Ревизора”. Полагая, что автором статьи был Белинский, писатель Лажечников высказал свое негодование: “…Высоко уважаю талант автора “Старосветских помещиков” и “Бульбы”; но не дам гроша за то, чтобы написать “Ревизора”, эту потешку райка русского. Признаюсь, я сержусь на вас: вы пристрастны. Зачем (недаром) взыскивая с других за все […]...
- Основные приемы сказа в “Шинели” (по тексту статьи Б. М. Эйхенбаума “Как сделана “Шинель” Гоголя”) Значительную роль, особенно вначале, играют каламбуры разных видов. Они построены либо на звуковом сходстве, либо на этимологической игре словами, либо на скрытом абсурде. Первая фраза повести в черновом наброске снабжена была звуковым каламбуром: “В департаменте податей и сборов, – который, впрочем, иногда называют департаментом подлостей и вздоров”. Во второй черновой редакции к этому каламбуру была […]...
- Вклад Гийома Аполлинера в мировую литературу (*Общие критические статьи) Гийом Аполлинер – наполовину поляк на половину итальянец, стал одним из наиболее известных поэтов Франции. Поэт писал свои стихи под псевдонимом, который он создал от одного из своих пяти имен: Гийом, Альберт, Владимир, Александр, Аполлинарий. Настоящее прозвище поэта – Костровыцькый. Аполлинер основал новое направление в мировой литературе под названием сюрреализм, который часто называют “сверхреализмом”. По […]...