ИЗ “РАЗГОВОРА С АНАКРЕОНОМ”
М. В. ЛОМОНОСОВ
ИЗ “РАЗГОВОРА С АНАКРЕОНОМ”
Анакреон
Ода I
Мне петь было о Трое,
О Кадме мне бы петь,
Да гусли мне в покое
Любовь велят звенеть…
Да гусли поневоле
Любовь мне петь велят.
О вас, герои, боле,
Прощайте, не хотят.
Ломоносов
Ответ
…Мне струны поневоле
Звучат геройский шум.
Не возмущайте боле,
Любовны мысли, ум;
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Я больше восхищен.
Анакреон
Ода XXVIII
Мастер в живопистве первой,
Первой
Мастер, научен Минервой,
Напиши любезну мне…
Дай из роз в лице ей крови
И как снег представь белу,
Проведи дугами брови
По высокому челу…
Чтоб уста без слов вещали
И приятством привлекали,
И чтоб их безгласна речь
Показалась медом течь…
Вижу здесь тебя, мой свет,
Молви ж, дорогой портрет.
Ломоносов
Ответ
…Тебе я ныне подражаю
И живописца избираю,
Дабы потщился написать
Мою возлюбленную Мать.
О мастер, в живопистве первой,
Ты первой в нашей стороне,
Достоин быть рожден Минервой,
Изобрази Россию
Изобрази ей возраст зрелой
И вид в довольствии веселой,
Отрады ясность по челу
И вознесенную главу.
Потщись представить члены здравы,
Как должно у богини быть,
По плечам волосы кудрявы
Признаком бодрости завить;
Огонь вложи в небесны очи
Горящих звезд в средине ночи,
И брови выведи дугой,
Что кажет после туч покой.
Возвысь сосцы, млеком обильны,
И чтоб созревша красота
Являла мышцы, руки сильны;
И полны живости уста
В беседе важность обещали
И так бы слух наш ободряли,
Как чистый голос лебедей…
Одень, одень ее в порфиру,
Дай скипетр, возложи венец,
Как должно ей законы миру
И распрям предписать конец.
О, коль изображенье сходно,
Красно, любезно, благородно!
Великая промолви Мать,
И повели войнам престать.
- Переводная литература: Ломоносов “Разговор с Анакреонтом Анакреонт (Анакреон) – древнегреческий поэт, воспевавший сладостные утехи быстротекущей жизни, вино, любовь и веселье. В студенческие годы Ломоносов увлекался стихами этого поэта и переводил его. Зрелый Ломоносов постепенно пересматривает свое отношение к Анакреонту. Долг перед народом, государством, наукой не позволяет Ломоносову думать о беззаботной жизни, воспетой Анакреонтом, и он вступает с ним в спор, хотя […]...
- 20 тем для разговора с девушкой Кино – универсальная тема. Начинаем с вопроса: “А ты была в кинотеатре?” Выясняем, что любит смотреть, ходит ли на ночные сеансы, говорим о новинках и приглашаем на фильм – дело в шляпе! Увлечения. Например, вы катаетесь на роликах или собираете марки. В первом случае, после небольшой беседы можно пригласить покататься. Если не умеет – обещайте […]...
- В чем смысл сравнения “сазаньего боя” и “разговора по душам” между отцом и сыном? Текст по роману М.А. Шолохова “Тихий Дон” В чем смысл сравнения “сазаньего боя” и “разговора по душам” между отцом и сыном? Обе эти сцены в романе М.А. Шолохова “Тихий Дон” имеют и общее, и то, благодаря чему сцены противопоставлены. Что делает сцены похожими? Сазан, живое существо, часть природы, погибает в результате агрессии, насилия со стороны […]...
- Анализ эпизода последнего разговора Раскольникова с Порфирием Петровичем (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Во все времена существует и будет существовать понятие общественной морали – определенный набор правил и норм поведения, которые во многом определяется той эпохой, в которую нам выпало жить. Все мы живет в обществе, зависим от него, приспосабливаемся к нему и с детства впитываем те устои, которые в данном обществе приняты. Но вместе с общественными нормами […]...
- Основные темы Од Ломоносова (Ломоносов М. В.) Торжественных од Ломоносов написал около двадцати Несмотря на то что эти оды Ломоносова, были адресованы монархам, часто сменявшимся на русском престоле в его время, они не были прославлением современных ему царей и цариц. По самому складу своей натуры и по своим взглядам Ломоносов был поэт-гражданин. У него есть замечательное стихотворение “Разговор с Анакреоном”, показывающее отношение […]...
- РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М. В. ЛОМОНОСОВА М. В. Ломоносов – поэт, ученый, реформатор русского литературного языка. Теория “трех штилей”, основывающаяся на четком соотношении старославянских и русских слов. Ломоносов разделил язык на “три рода речений”: церковнославянские и общеупотребительные слова; малоупотребительные слова, известные лишь узкому кругу людей; живая речь. Соответственно Ломоносов определил “три штиля”(стиля)русской поэзии – “высокий”, “посредственный” и “низкий”. Реформа стихосложения – […]...
- Анализ стихотворения “Разговор с Анакреонтом” Цикл стихотворений “Разговор с Анакреонтом” (1758 1761). В этом цикле Ломоносов подводит своеобразный итог своему творчеству, оставляет завещание русской поэзии. Этот цикл стихотворений – полемический ответ автора на распространявшуюся в то время интимную, лишенную общественных идеалов лирику. Здесь Ломоносов остается верен правилам и идеям классицизма. В цикле за каждым переводом из античного поэта следуют стихи […]...
- “Ломоносов – Российский гений” В XVIII в. Россия благодаря реформам Петра I открыла новую и чрезвычайно важную страницу своей истории – Российская империя стала мировой державой, Чтобы сохранить и упрочить это положение, России необходимо было приблизиться в своем развитии к уровню наиболее передовых стран Европы. Выполнить эту гигантскую задачу – развивать отечественную промышленность, просвещение, науку, культуру – мог только […]...
- МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765) Необычайна его биография. Он родился на Севере – недалеко от деревни Холмогоры, вблизи Архангельска, в Беломорском крае. Жившие там государственные крестьяне не знали ни крепостного права, ни нашествия Орды. То были люди суровой морской выучки, преисполненные духа новгородской предприимчивости. Со времен Ивана Грозного Архангельск вел торг с Англией и другими странами, […]...
- Ода на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны 1747 года Ломоносов Михаил Васильевич был не только великим ученым, он сделал огромный вклад в русскую литературу, в частности в поэзию. При этом Ломоносов писал свои стихотворения не ради развлечения, чтобы отвлечься от научных трудов, вовсе нет. Он считал, что поэзия должна играть свою роль – гражданскую, патриотическую. И чаще всего в своем творчестве великий гений выбирал […]...
- Достижения Ломоносова Гордостью русской науки и литературы был Михаил Васильевич Ломоносов. Ученый-энциклопедист, сделавший открытия во многих областях науки – физике, химии, математике, механике, он сыграл большую роль в развитии русской культуры и литературы. М. В. Ломоносов в соответствии с принципами классицизма упорядочил и систематизировал русский литературный язык. Он создал учение о стилях языка. Все современное ему словарное […]...
- Мудрая цитата для родителей Мудрая цитата для родителей Учительница начальных классов однажды попросила детей написать сочинение о том, что бы они хотели, чтобы Бог сделал для них. Вечером, когда она проверяла работы, она наткнулась на одно сочинение, которое ее очень расстроило. В этот момент вошел ее муж и увидел ее плачущей. “Что случилось?”-спросил он. “Читай”-ответила она, протянув сочинение одного […]...
- Идеалы Ломоносова в “Оде на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елизаветы Петровны” Ода, по определению словаря литературоведческих терминов, – торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою. Ода М. В. Ломоносова посвящена восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны в 1747 г. В оде царица Елизавета Петровна предстает возвышенным существом. Поэт возлагает на нее огромные надежды на мир и процветание России. В первую очередь Ломоносов говорит о мире, […]...
- Краткая биография Ломоносова Михаила Васильевича Великий русский ученый, химик, физик, художник и поэт Михаил Васильевич Ломоносов был рожден 19-ого ноября 1711-ого года в Архангельской губернии. С раннего детства Михаил Ломоносов тянулся к знаниям. Очень рано ему удалось освоить грамоту. Будущий великий ученый и поэт проживал с отцом и мачехой, которая никогда не любила пасынка. Когда юный Ломоносов узнает, что отец […]...
- Ода – программное произведение классицизма Классицизм – глубоко прогрессивное направление в искусстве. Пафос классицизма – прославление общегосударственных, общенациональных идей, событий, героев. Оды, как и многие другие стихи Ломоносова, создавались “на случай”. Они писались обычно в связи с различными знаменательными событиями в жизни русского государства, приурочивались к дням восшествия на престол Елизаветы, Екатерины II и к другим официальным придворным торжествам. Но […]...
- ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ М. В. ЛОМОНОСОВ ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ 1 Лице свое скрывает день; Поля покрыла мрачна ночь; Взошла на горы черна тень; Лучи от нас склонились прочь; Открылась бездна, звезд полна; Звездам числа нет, бездне – дна. 2 Песчинка как в морских волнах, Как мала искра в вечном льде, Как […]...
- Анализ оды Ломоносова “На день восшествия Елизаветы Петровны” – Сочинение Ломоносов ода анализ Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ оды Ломоносова “На день восшествия Елизаветы Петровны”. Сочинение Ломоносов ода анализ Ода – это стихотворная форма, дошедшая до нас из глубины веков. Сейчас поэты уже не пишут оды. А в Древней Греции и в Древнем Риме эта стихотворная форма была весьма распространена. И тому имелись весьма веские причины. Ведь что […]...
- Значение Ломоносова в истории литературы (Ломоносов М. В.) Значение Ломоносова в истории русской литературы и русского литературного языка очень велико. 1. Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе, довел до конца начатую Тредиаковский реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. От Ломоносова идет та система стихосложения, которая дошла до наших дней. 2. Ломоносов содействовал созданию […]...
- Условия развития русской культуры во второй трети XVIII ( 18 )века (Литература XVII-XVIII веков) Невежественные иностранцы, прикрывшиеся званием ученых, пробравшиеся благодаря покровительству влиятельных сановников в Академию Наук ожесточенная борьба духовенства с наукой – все это тормозило развитие русской национальной культуры. Положение изменилось в начале 40-х годов, когда в Академию наук приходит Ломоносов. Убежденный сторонник реформ, горячий патриот, Ломоносов вступает в упорную борьбу с засевшими в Академии наук невеждами-иностранцами. В […]...
- Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства? Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства? РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII века 1. Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства? а. Романтизм б. Классицизм в. Сентиментализм 2. Какие из указанных признаков характерны для классицизма? а. Иерархия жанров б. Опора на античные традиции в. Интерес к внутреннему миру героя г. Культ чувства д. Принцип трех единств 3. […]...
- О жизни и творчестве М. В. Ломоносова М. В. Ломоносов учился в Славяно-греко-латинской академии, затем была Академия в Киеве, Гимназия при Петербургской академии наук, школа философа Вольфа в Марбурге, Фрейбергский университет (Германия). Ломоносов был щедро одарен многими талантами. Он был замечательным химиком, исследовал электричество, наблюдал астрономические явления, заново открыл секрет средневековой мозаики, изучал древнерусские летописи и писал исторические труды. Одним из первых […]...
- “Раз голос тебе, поэт, дан…” Как по канату и как на свет, Слепо и без возврата. Ибо раз голос тебе, поэт, Дан, остальное – взято. М. Цветаева Родившись поэтом, Марина Ивановна Цветаева в полной мере заплатила за это счастьем, неустроенностью быта, ранней гибелью. Все было предначертано свыше, и она несла свою судьбу гордо и с достоинством, прекрасно понимая предназначение художника. […]...
- Биография Ломоносова Михаила Васильевича Необычайна его биография. Он родился на Севере – недалеко от деревни Холмогоры, вблизи Архангельска, в Беломорском крае. Жившие там государственные крестьяне не знали ни крепостного права, ни нашествия Орды. То были люди суровой морской выучки, преисполненные духа новгородской предприимчивости. Со времен Ивана Грозного Архангельск вел торг с Англией и другими странами, здесь до основания Петербурга […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Булгакову ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Своеобразие композиции романа “Мастер и Маргарита”. Роль библейских глав в романе. Как они связаны с современными? В чем своеобразие булгаковской трактовки библейских образов? О чем спорят герои в 1-й главе романа? Проанализируйте подробно 2-ю главу произведения. Какие философские проблемы решаются в ней? Почему мастер заслужил “покой”, а не “свет”? Это награда […]...
- ХВАЛА ЧЕЛОВЕКУ В. Я. БРЮСОВ ХВАЛА ЧЕЛОВЕКУ Молодой моряк вселенной, Мира древний дровосек, Неуклонный, неизменный, Будь прославлен, Человек! По глухим тропам столетий Ты проходишь с топором, Целишь луком, ставишь сети, Торжествуешь над врагом! Камни, ветер, воду, пламя Ты смирил своей уздой, Взвил ликующее знамя Прямо в купол голубой. Вечно властен, вечно молод, В странах Сумрака и Льда […]...
- Своеобразие поэзии М. В. Ломоносова Замечательных успехов русская поэзия классицизма достигла в творчестве М. В. Ломоносова. Поэзия Ломоносова отразила жизнь русской нации на определенном очень важном этапе ее развития, главной темой его творчества является тема родины, ведущей идеей – идея утверждения величия русского народа и могущества России. Интересно, что в поэтическом творчестве этого государственного деятеля, философа, ученого, художника ярко отразились […]...
- Реформа стихосложения (Ломоносов М. В.) Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провел. Появившаяся в XVII веке виршевая силлабическая поэзия перешла и в XVIII век. Но в 1735 году В. К. Тредиаковский (1703-1769), поэт и ученый, опубликовал сочинение “Краткий и новый способ к сложению стихов российских”. В этой книге он первый задался высокой целью: […]...
- Сочинение на тему: РУКИ МАСТЕРА РУКИ МАСТЕРА Делать нужные для жизни и труда предметы красивыми люди умели с давних пор. Любой природный материал красив. Грубый и серый кусок глины не привлекает взгляда, но под ловкими руками украинского гончара из него рождаются облитые яркой глазурью чашки, вазы, кувшины. Мастер снимает такую тонкую кружевную стружку со ствола сосны. Он словно очищает для […]...
- Тест к роману “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова 1. Традиции каких писателей наследует М. Булгаков в романе “Мастер и Маргарита”? А. Гоголь Б. Достоевский В. Гофман Г. Толстой Д. Гете 2. Откуда взят эпиграф к роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”? А. “Капитанская дочка” А. С. Пушкина Б. Евангелие В. “Фауст” Гете 3. Кто входит в свиту Воланда? А. Афраний Б. Азазелло В. […]...
- Значение некоторых слов и словосочетаний в стихотворении “Анчар” А. С. Пушкина В пустыне чахлой – в пустыне с чахлой, бедной растительностью. Жаждущих степей – степей, в которых редко бывает дождь; пустынь. Зелень мертвую ветвей – неподвижные зеленые листья, ядовитые, несущие смерть. Растопясь от зною – от жары сок становится жидким, текучим, затем застывает, как смола. Тлетворный – творящий тление, смерть. Властным взглядом – взглядом человека, обладающего […]...
- М. В. Ломоносов – “первый наш университет” Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он все испытал и Все проник. А. Пушкин Есть ли еще в истории человек, судьба и биография которого были бы столь необычны и удивительны, как у М. В. Ломоносова? Родившись в семье крестьянина-помора недалеко от деревни Холмогоры, Ломоносов рано выучился грамоте. С самого детства он тянулся […]...
- Картины мира в “Вечернем размышлении о Божием величестве” М. В. Ломоносова Картины мира, рисуемые в “Вечернем размышлении…”, величественны и полнозвучны. Вопросы и восклицания превращают стихотворения во взволнованные диалоги, полные воодушевления от открывающихся возможностей. Многие из них фактически относятся к возможным читателям, призывая их к эмоциональному сопереживанию, к совместному размышлению над обозначенными проблемами. В “Оде на день восшествия…” Ломоносов рисует скорее не реальное, а желаемое. Он описывает […]...
- Как я научилась читать (сочинение-рассказ) (Первый вариант) Когда я была совсем маленькой и не умела читать, мне читала Мама. Я узнала про доброго доктора Айболита, Красную Шапочку и трех поросят, про дядю Степу и рассеянного с улицы Бассейной, про дружбу льва и собачки. Мама читала мне стихи, сказки, рассказы. Мы рассматривали в книгах картинки, и мне не очень нравилось, когда книга заканчивалась. […]...
- Жанрово-композиционные особенности Романа “Мастер и Маргарита” Жанрово-композиционные особенности. Булгаков создал необыкновенный роман, тайна которого не разгадана до сих пор. Писатель, по наблюдению Е. А. Яблокова, сумел слить в нем воедино поэтику романтизма, реализма и модернизма. Необычность булгаковского творения во многом связана также с его сюжетножанровым своеобразием. Сам писатель жанр своего произведения определил как роман. Литературоведы называют его романом – мифом, философским […]...
- В каком герое романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита” воплощена идея всепрощения? В каком герое романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита” воплощена идея всепрощения? Традиции каких писателей наследует М. Булгаков в романе “Мастер и Маргарита”? а. Гоголь б. Достоевский в. Гофман г. Толстой д. Гете Откуда взят эпиграф к роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”? а. “Капитанская дочка” А. С. Пушкина б. Евангелие в. “Фауст” Гете Кто […]...
- Писательская трагедия Мастера в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” Над романом “Мастер и Маргарита” М. Булгаков работал в течение двенадцати лет. Этот роман является вершиной его творчества. Произведение долгое время находилось в рукописях и при жизни автора не было опубликовано. В романе прослеживаются три главные линии: Москва в 20-30-е годы, религиозная тема и любовь Мастера и Маргариты. Булгаков очень точно показывает Москву в те […]...
- Прославление Елизаветы в “Оде на день восшествия…” М. В. Ломоносова Поэт прославляет Елизавету фактически за то, что она – дочь великого отца, за то, что она русская и при этом очень красивая. Когда Елизавета воцарилась на русском престоле, то принесла с собою мир, ту долгожданную тишину, что именуется поэтом “отрадой”, “возлюбленной” и “блаженством”. Когда на трон она вступила, Всевышний подал ей венец, Тебя в Россию […]...
- Идея мирного существования и расцвета наук и искусства Идея патриотизма является одной из главных в творчестве Ломоносова, несмотря на то, что его оды были посвящены в основном правителям и событиям из придворной жизни. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава – это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема русского народа. […]...
- Народный стих Ой ты, гой eси… Музыкальность речи достигается стихосложением. Стихосложение – это искусство так подбирать и располагать слова, чтобы их высокие и низкие слоги, то есть слоги ударные и безударные, следовали друг за другом в определенном порядке. Народный стих основывается на логических ударениях. Число логических ударений в стихе определяет число стоп. В одну стопу: Ведь твоя-то […]...
- Проблема добра и зла как философско-нравственная в романе “Мастер и Маргарита” Раскрой мои книги, В них сказано все. Что случится. А. Блок .Прочитана последняя страница. Я откладываю книгу в сторону, но еще долго нахожусь в гуще событий, возвращаюсь к любимым героям вновь и вновь. Эти чувства я испытала, когда закончила читать роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита”. Это произведение привлекает к себе внимание не только […]...