“Из пламя и света рожденное слово”



Опыт современной интерпретации лирики М. Ю. Лермонтова

Из великих русских поэтов XIX века Лермонтов до сих пор остается наиболее загадочным, “темным”, “спорным”. И сегодня сохраняют свою актуальность слова, сказанные одним из исследователей в начале прошлого века: “Лермонтов – все еще спорный поэт. Спорят не о размерах его таланта, даже не об его историко-литературном значении, а преимущественно о внутреннем смысле его творчества”” (“Я не унижусь пред тобою…”) и другие;

– “сушковский” – около

десяти стихотворений, созданных в основном в 1830 году и посвященных Екатерине Александровне Сушковой (1812-1868): “К Сушковой”, “Нищий”, “Стансы”, “Ночь” и другие;

– стихотворения, посвященные Варваре Александровне Лопухиной (1815-1851), младшей сестре друга поэта Алексея Лопухина (понятие “лопухинский цикл” в лермонтоведении не привилось): “К” (“Мы случайно сведены судьбою…”), “Она не гордой красотою…”, “Молитва” (“Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…”), “Расстались мы, но твой портрет…” и другие;

– стихотворения, по предположению Э. Найдича,

обращенные к Прасковье Арсеньевне Бартеневой (1811-1872), певице, с 1835 года камер-фрейлине и придворной солистке: “Она поет – и звуки тают…”, “Как небеса твой взор блистает…”, “Слышу ли голос твой…”.

Многие стихи первых двух циклов можно отнести к “демонической” линии в лирике Лермонтова. В них поэт выступает “певцом мести”.

Мщение за отвергнутую или обманутую любовь автор рисует как неодолимую и равную самой любви страсть, как силу, которой герой не может противостоять; мщение оказывается в ряду таких высоких ценностей, как “свобода” и “любовь”, и часто определяет поступки героя.

Иными чувствами – высокими, светлыми, глубоко человечными – проникнуты стихотворения третьего цикла, в которых одухотворенная, нежная и дружеская любовь не омрачена низкими чувствами, а в “Молитве” (1837), проникнутой интонацией просветленного и бескорыстного чувства, выражена мольба не о себе – о счастье любимой. “Ангельская” любовь – любовь как преклонение, восхищение, обожествление – отражена в стихах четвертого цикла.

В отличие от ранней лирики, в зрелом творчестве Лермонтова любовь, даже отвергнутая или безнадежная, выступает как светлое, одухотворяюще-нравственное начало (“Ребенку”, “Валерик”, “На севере диком стоит одиноко…”, “Утес”, “Нет, не тебя так пылко я люблю…”).

В теме Родины, проходящей через все творчество Лермонтова, можно выделить несколько граней: романтический образ родины Детства, Как утраченного рая, как земли, давшей жизнь (“1830 год. Июня 15-го”; “Я видел тень блаженства…”, 1831; “Как часто пестрою толпою окружен…”, 1840); образ России Исторической (“Новгород”, 1830; “Поле Бородина”, 1830; “Два великана”, 1832; “Бородино”, 1837); образ современного Государства, самодержавно-крепостнической империи (“Жалобы турка”, 1829; “Прощай, немытая Россия…”, 1841); поэтический образ Страны, русской природы и народной жизни (“Родина”, 1841).

Ключевой и самой сложной в лирике Лермонтова является тема Поэта и поэзии – тема, требующая отдельного исследования.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Из пламя и света рожденное слово”