ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, ПРИРОДООХРАННЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ – скачать бесплатно

Из опыта работы школьных экспедиций по формированию экологических знаний, природоохранных умений учащихся

Н-Б. М. Дабаев,
Учителя биологии
МБОУ “Дульдургинская” СОШ

Любовь к природе – чувство не абстрактное. Она складывается из тысячи конкретных связей, обстоятельств, причин. Она имеет свою историю в каждом сердце, подвержена развитию, критике, переоценкам.

И если она сознательна, то трудно оспорить значение этого компонента: знать. Изучать природу своего края, чувствовать себя ее частицей – это не лозунги, это одна из составляющих образовательной модели нашей школы – школы с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля.

В нашей школе не четыре учебных четверти, а пять. Пятую четверть можно назвать как угодно: “полевой экологический практикум”, “полевая лаборатория”, “полевые исследования”. Педагоги и ребята надевают рюкзаки, вооружаются необходимым снаряжением и оборудованием и превращаются в настоящих натуралистов-исследователей.

К этому превращению мы готовимся основательно в течение всего учебного года: пишем программы предстоящих экспедиций, осваиваем методики сбора и хранения информации о природе, овладеваем спецификой научных исследований по биологии, экологии, географии.

Работа по формированию у школьников компетентностей в сфере научно-исследовательской деятельности охватывает все ступени образования.

Самостоятельно организовывать и осуществлять свои первые шаги по изучению природных объектов наши Дети учатся еще в начальной школе. В течение учебного года работают кружок “Юный эколог” и клуб “Авангард”.

В среднем и старшем звеньях система экологического образования учащихся представлена следующими структурными компонентами:

Спецкурсы “Основы экспедиционно-исследовательской работы”, “Основы экологии”;

Научно-исследовательские экспедиции в особо охраняемые природные территории мирового, федерального, регионального и местного значения:

Национальный природный – культовый парк “Алханай” (Агинского Бурятского округ);

Ландшафтный памятник природы “Саханай”;

Охраняемые ландшафты: Пещера “Хээтэй”

Озеро Байкал.

Озеро Ножей

Школьные природоохранные отряды;

Детское объединения “Юный Турист”, “Юный эколог”:

Спелео походы (пещера Хээтэй);

Пешие походы (Вершина горы Алханай, Храм ворота, Каменный забор, Девять желобов, Зурхэн шулун – ландшафтный памятник природы);

Одним из основных аспектов формирования системы экологических знаний и природоохранных умений у школьников является изучение биоценозов Забайкалья и России в условиях экспедиции.

Экспедиция, как эффективная форма познания окружающей среды и воспитания у школьников чувства ответственности за природу родного края, как среда формирования качеств личности, приводящих к успеху в любой сфере деятельности, позволяет:

Осознать непреходящую ценность природы, понять уникальность, неповторимость, незаменимость, красоту биологического вида, то есть развивать у учащихся биоэкологическое мышление;

Развивать новую экологическую этику, согласно которой человек выступает как часть природного целого и должен при любых обстоятельствах соизмерять свою деятельность с законами и ограничениями целого;

Составить представление о специфике работы натуралиста-исследователя, способствовать профессиональному самоопределению школьников в следующих сферах: экология, биология, география, экологический туризм, охрана окружающей среды, рекламно-издательская деятельность;

Вырабатывать у школьников внимательность, терпение, наблюдательность, выносливость, трудолюбие, умение удивляться, радоваться и фантазировать;

Активизировать гуманитарные способности школьников (в музыке, литературном творчестве, фотографировании природных объектов);

Реализовать принципы самоуправления и самообслуживания;

Развивать чувство взаимопомощи и коллективизма, навыки корпоративной и личностной культуры, цивилизованную манеру общения, толерантность к чужому мнению;

Решить проблемы гиподинамии у городских школьников, укрепить их здоровье и физическую закалку; пропагандировать туризм как вид спорта.

Таким образом, для обеспечения гетерогенности экологической деятельности в экспедиции, для включения личности в максимально разнообразную деятельность, связанную с миром природы, выделяются следующие направления: научно-исследовательское, эколого-просветительское, эколого-краеведческое, оздоровительно-рекреационное, эстетическое, этическое и др.

Наконец, в экспедиции, в условиях жизни относительно изолированного коллектива на заповедной территории или в непосредственной близости от нее, практически все виды деятельности школьников (учеба, игра, труд и общение) получают экологическую направленность.

Партнерами школы в организации и осуществлении экспедиций выступают: Национальный парк “Алханай”, Забайкальский государственный педагогический университет. А также Софья Михайловна Синица, Николай Александрович Формозов (ведущий научный сотрудник к. б. н. кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ) Бурятским Государственным Университетом Д-р биол. наук, профессором Ц. З. Доржиевым.

Основные направления полевых исследований:

Ботанические: инвентаризация растительных сообществ, изучение биоразнообразия флоры, сбор и гербаризация типичных растений, картирование;

Гидрологические исследования водных объектов изучаемых территорий;

Зоологические: изучение биоразнообразия наземной и водной фауны, сбор коллекций, маршрутные учеты животных и следов их жизнедеятельности;

Изучение антропогенной нагрузки в районе исследования: учет групп, встреченных на маршруте, с указанием даты и места встречи и, по возможности, числа и состава участников;

Геоботанические исследования;

Фото – и видеосъемка.

Постэкспедиционный период включает совместную работу учителей и учащихся школы с преподавателями ведущих вузов города по камеральной обработке собранных материалов и созданию интеллектуальной продукции:

Фотоатласы-определители растений, животных;

Видеофильмы и фотоотчеты;

Учебные и научно-исследовательские работы;

Выступления в средствах массовой информации (районная газета “Ленинец”,

Школьная газета “Меридиан”; Агинское радио и телевидение);

Презентация данной продукции осуществляется на семинарах, конференциях и конкурсах различного уровня, где учащиеся нашей школы становятся лауреатами и дипломантами:

Школьные, районные, окружные и Всероссийские научно-практические конференции;

“Старт в науку”, Дульдурга, 2003-2015 г

“Открытия” Ярославль 2004 г

“Шаг в будущее”2005,2007,2015г,2012,2015. п Агинское, гЧита, г. Москва

“Юность, Наука, Культура”2005,2007 г. Москва

Предметные олимпиады по биологии, экологии, географии, лесоведению

Конкурсы и фестивали:

“Юность науки”, г. Обнинск;

VII Евразийский фестиваль. “Шаг в будущее. Байкал-2006”

Международный научный форум в Лондоне 2006

Тьюторская школа “Сохраним и сбережем Алханай” с Алханай 2008, 2015, 2015 г.

Таким образом, школьная экспедиция – это модель реальной деятельности, которая формирует у детей устойчивый интерес к изучению природы родного края, позволяет им заниматься исследованиями в течение всего учебного года.

Возможность непосредственного общения с природой, а особенно – с прекрасным и очень ранимым миром заповедных территорий, пробуждает в душах детей интерес к миру живого, интерес приводит к знанию, на основе которого рождается понимание, сочувствие, ощущение ответственности и, в конечном счете, любовь.



ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, ПРИРОДООХРАННЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ – скачать бесплатно