Из истории создания повести “Котлован”. Краткое изложение текста
Даты работы над рукописью проставлены самим автором – декабрь 1929 – апрель 1930 г. Такая хронологическая точность далеко не случайна: именно на этот период приходится пик коллективизации.
Точные даты недвусмысленно указывают на конкретные исторические события, составившие рамку повествования. 7 ноября 1929 г. появилась статья Сталина “Год великого перелома”, в которой обосновывалась политика сплошной коллективизации; 27 декабря Сталин объявил о “начале развернутого наступления на кулака” и о переходе к “ликвидации кулачества
Замысел “Котлована” относится к осени 1929 г. Платонов в это время работал в Наркомате земледелия по своей технической специальности –
Генеральный секретарь РАППа Л. Авербах одновременно в двух журналах – провинившемся “Октябре” (N 11 за 1929 г.) и “На литературном посту” – опубликовал статью “О целостных масштабах и частных Макарах”. Авербах понял смысл и пафос платоновского рассказа абсолютно точно: “Тяжело и трудно жить низовому трудящемуся… Тяжело и трудно ему потому, что заботимся мы о домах, а не о душе, о целостном масштабе, а не об отдельной личности, о будущих заводах, а не о сегодняшних яствах”.
Рассказ Платонова действительно не вписывался в официальную идеологию по всем пунктам. Обязательный пафос самозабвенного служения будущему – но не настоящему – “подменяется” у Платонова напряженным вниманием именно к “сегодня” и “сейчас”-. Вместо героического преобразователя мира, героя поступка, писатель показывает “задумавшегося” человека, “рефлексирующего меланхолика”.
Итогом внутренней эволюции героя, с точки зрения идеологии, должна была стать душевная монолитность и непоколебимая уверенность в своей правоте – Платонов же выбирает в герои “усомнившегося Макара”.
Обвинение, сформулированное Авербахом, полностью отвечало социальному заказу: “А нас хотят разжалобить! А к нам приходят с проповедью гуманизма!” Литература должна утверждать волю “целостного масштаба”, а не права “частного Макара” – вот что требуется от “настоящего” писателя.
Охота на “гуманистов” развернется с еще большим размахом в 1930-1931 гг., а Платонов зимой и весной 1930 г. будет работать над повестью “Котлован”. Недопустимо “контрреволюционные” антитезы вновь будут пронизывать все повествование: “личная жизнь” – и “общий темп труда”, “задумавшийся” герой – и строители “будущего неподвижного счастья”. О публикации такого произведения не могло быть и речи.
Впервые повесть была издана в нашей стране только в 1987 г. (“Новый мир”, 1987, N 6).
‹ Андрей Платонович Платонов Вверх
А. П. Платонов