Иван Вишенский – мыслитель, богослов, полемист

Иван Вишенский родился в г. Судовая Вишня (Львовская область). Сведений об этой фигуре осталось немного. Известно, что жил на Галиции, Подолье, на Волыни (Луцк, Острог).

В конце XVI столетия, когда ему исполнилось 30-35 лет, покинул Украину и стал монахом на Афоне (Греция). Иван – монашеское имя этого человека, Вишенский – так как родом из с. Вишня (свои произведения подписывал “Иоанн, монах из Вишни”). Известно, что в 1603-1605 гг. приезжал на Украину. Последние годы жизни провел в одиночестве в ските среди леса, сохраняя обет молчания.

Писатель-полемист.

Оставил около 17 произведений (“Послание ко всем в лядской земле живущим”, “Изобличение дьявола-миродержца”, “Послание к князю Острожскому” и др.). Единственное опубликованное при жизни писателя произведение – “Послание к епископам”, в котором была разоблачена неправедная жизнь церковной верхушки и украинского и польского панства, высказано сочувствие обездоленному народу.

Творчество И. Вишенского является одним из величайших явлений давней украинской литературы. Он был самым прогрессивным, близким к народу литературным и общественным деятелем конца XVI – начала

XVII ст. Основным в мировоззрении И. Вишенского является его глубокий демократизм, любовь к простому народу, готовность всегда отстаивать его жизненные интересы.

Преисполненный горячей симпатии к закрепощенному крестьянству, И. Вишенский с огромной силой высказал протест против социального порабощения. Последовательность демократизма И. Вишенского проявилась в том, что он не приветствовал и православной церковной иерархии. В своих произведениях писатель провозглашал идею демократической безпастырской церкви.

По его мнению, люди должны быть равными, в равной степени иметь право принимать участие в делах церкви, на принципах равенства решать даже догматические вопросы. Эта особенность мировоззрения Вишенского, выраженная в его посланиях, дает основания говорить о международном значении творчества выдающегося украинского писателя. Как пламенный патриот своей родины, И. Вишенский выступал против польсько-шляхетской экспансии на Украину.

Верный сын своего народа, он отстаивал его культуру, язык, боролся за самобытность развития, разоблачал западноевропейскую схоластику. Писатель выступал за дружбу и братское единение русского и украинского народов. Он сознавал, что эта дружба поможет в борьбе украинского народа за свою национально-религиозную независимость.

Само слово “православный” у него тождественно слову “русский”. На общественной деятельности и творчестве И. Вишенского отразились и отрицательные черты его мировоззрения. Разве не этими отрицательными чертами обусловлен тот факт, что писатель вместо практического участия в непосредственной идейно-политической борьбе на родине избрал себе роль добровольного изгнанника, нелюдима, обрек себя на одиночество, физические и моральные мучения? Для И. Вишенского, аскета, который находился на далеком Афоне, литературное творчество было наилучшим средством защиты своего порабощенного народа.

Свои произведения он присылал на Украину. Не случайно наиболее любимой формой его произведений было послание – своеобразные открытые письма, которые в то время считались самым оперативным жанром полемической литературы. Первые из них написаны еще до Брестской унии и направлены прежде всего против католической церкви и против того духовенства, которое склоняется к католицизму.

В духе метафизической философии объясняет И. Вишенский, что такое правда и вранье. “Прелестиею”, или враньем, он называет вероучение католической церкви, которое противоречит догматам православия: задачам католической теологической науки является перекручивание истины, а вместо нее проповедование вранья. С гневом писатель разоблачает действия, направленные на окатоличивание украинцев. Католики принуждают православных переходить на новый календарь, разгоняют православные богослужения, не дают звонить в праздники по старому календарю, оскверняют и закрывают церкви. Кровожадные иезуиты от имени наисвятейшего папы сажают у тюрьмы, бьют, подвергают пытке и убивают самоотверженных патриотов.

В “Извещении кратком” И. Вишенский правдиво изобразил картину жестокого террора, к которому прибегли иезуиты и светская власть накануне унии. В начале 90-х годов XVI ст. И. Вишенский написал “Послание ко всем в лядской земле живущим”. В нем писатель остро нападает на духовенство и на советскую власть и с едкой сатирой показывает их жизнь.

Автор разоблачает такие характерные особенности польского панства, как спесь и чванливость. В своей заносчивости господа считают себя высшими от самого Бога. Они ведут нечестную, паразитическую, разгульную жизнь.

Творчество И. Вишенского и сегодня, не потеряло идейно-художественного, познавательного значения. Его послания – это немеркнущие литературные документы давнопрошедшей эпохи, которые раскрывают напряженную борьбу народа за свои социальные права и национальную независимость.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Иван Вишенский – мыслитель, богослов, полемист