История возникновения концепции “Капитанской дочки”

Исследователи, усматривающие генетическую связь между жанром “Капитанской дочки” и романами Вальтера Скотта, опираются на реальные факты. Вальтер Скотт – создатель исторического романа. Пушкин высоко ценил творчество и художественные достижения английского писателя. Читая исторические романы, русские и французские, Пушкин рассматривает их через призму опыта и открытий Вальтера Скотта.

Закономерным было использование этого опыта самим Пушкиным, когда он писал “Арапа Петра Великого” и “Капитанскую дочку”.

Но,

к сожалению, отношение Пушкина к Вальтеру Скотту часто толкуется односторонне и предвзято, более того – зависимость Пушкина от английского романиста приобретает у некоторых пушкинистов гипертрофированный характер. Примером может служить формула, предложенная в свое время Д. П. Якубовичем: “Капитанская дочка последнее звено длительного и упорного процесса, условно могущего быть названным вальтерскоттовским периодом Пушкина”

Не было такого периода у Пушкина. Свой категорический вывод исследователь стремился подтвердить примерами зависимости мотивов, ситуаций и образов “Капитанской дочки”

от исторических романов Вальтера Скотта – зависимости, установленной на основе чисто формальных сопоставлений. Уже давно была доказана несостоятельность подобной методологии. А в то же время общий вывод, что “Капитанская дочка” написана по образцу исторических романов Вальтера Скотта, сохраняется до сих пор и утверждается пушкиноведением как объективная истина.

На этом основании, в частности, делается заключение, что в соответствии с историческими романами английского писателя в основе “Капитанской дочки” лежит любовный сюжет – история любви и женитьбы Гринева.

В действительности все было сложнее. Отношение Пушкина к Вальтеру Скотту не было однозначным – оно менялось на протяжении творческой жизни поэта и потому требует тщательного исследования. Пушкин не только усваивал опыт Вальтера Скотта, но преодолевал свойственные его романам недостатки, решительно обновлял жанр исторического романа.

И осуществлялось это – прежде всего и главным образом – в процессе работы над “Капитанской дочкой”.

Известно, что решающим условием верного понимания художественного произведения является рассмотрение его по законам, которые создает для себя сам художник. Как же можно судить о жанре “Капитанской дочки” по законам исторического романа Вальтера Скотта? Не ясно ли, что при таком подходе мы будем навязывать Пушкину свои выводы и суждения, а не извлекать их из самой художественной структуры написанного им романа.

Исследователю гораздо важнее, доверяя автору, стремиться понять то индивидуальное, что присуще ему, увидеть те открытия, то обновление жанра Пушкиным, которые и определили роль “Капитанской дочки” в дальнейшем развитии русского романа.

В чем же Пушкин видел заслугу английского писателя, что из его опыта оправданно использовал в своем творчестве? Величие Вальтера Скотта – в историзме его мышления. Он потому создал подлинно исторический роман, что впервые, описывая прошлое, воссоздавал конкретно данное время в его индивидуально неповторимом облике: не только верно изображал национально обусловленные быт, культуру, костюмы, обстоятельства жизни, но и тип сознания исторических деятелей и вымышленных героев именно данной эпохи. И еще: “главная прелесть” Вальтера Скотта, по Пушкину, в том, что, читая его романы, “мы знакомимся с прошедшим временем” “домашним образом”.

И, наконец, как Шекспир и Гете, Вальтер Скотт “не имеет холопского пристрастия к королям и героям”. Его герои “просты в буднях жизни, в их речах нет приподнятости, театральности, даже в торжественных случаях, так как величественное для них обычно”.

Глубокое понимание художественных открытий Вальтера Скотта и высокая оценка его романов объясняются прежде всего тем, что Пушкин сам стал на позиции историзма. Оттого оказывались возможными и творческое усвоение достижений английского романиста и творческий спор с ним.

Расхождение Определялось различием художественных методов: Вальтер Скотт был романтиком, Пушкин – реалистом. Потому и характер историзма у писателя-реалиста был иным – исторический реализм позволял открывать и в современности, и в прошлом закономерности общественного развития. Знакомство с трудами французских историков, открывших причину революций в непримиримых социальных противоречиях классов феодального общества, обогащало Пушкина, повышало потенциал его художественного исследования действительности.

Историзм, умноженный на реализм и социальный анализ человека и общества, в котором он живет, позволил Пушкину понять главную художественную слабость романов Вальтера Скотта. Его герои жили в среде, обусловленной характером и особенностями исторического и национального развития, они были точно вписаны в обстановку данной национальной культуры. Но судьбы их оказывались независимыми от обстоятельств социального бытия, от закономерностей общественного развития. Их поступки, действия, их жизнь определялись в конечном счете любовными отношениями.

Двигателем событий, таким образом, оказывался любовный сюжет.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

История возникновения концепции “Капитанской дочки”