История создания романа “Лето Господне”
Роман (бессмертное произведение)ы “Богомолье” (1931-1948), “Лето Господне” (1933-1948) и сборник “Родное” (1931) были созданы И. С. Шмелевым в эмиграции, во Франции. Эта автобиографическая трилогия – вершина творчества писателя. “Богомолье” и “Лето Господне” объединены общей темой, одними и теми же героями, единством внутреннего сюжета и композиционно-стилистическими особенностями.
В романе “Лето Господне” автор обращается памятью к годам своего раннего детства, прошедших в Замоскворечье, в доме на Калужской улице,
Родословная Шмелевых восходит к XVII в., к гнезду старообрядцев легендарной боярыни Морозовой. “Лето Господне” неоднократно ссылается на авторитет прабабки Устиньи, которая хотя и приняла новую веру, но сохранила
Род Шмелевых был весьма уважаем среди московских купеческих семей. Отец Шмелева Сергей Иванович, “с пятнадцати лет помогал деду по подрядным делам”.
Он держал бани, портомойни на реке, купальни. Особенно славилась его артель плотников. Рабочие Сергея Ивановича Шмелева ставили помосты и леса при строительстве храма Христа Спасителя (“Богомолье”. “Царский золотой”), “места” для публики на открытии памятника Пушкину.
Сергей Иванович также был старостой церкви Казанской иконы Божией Матери, у Калужских ворот, на ул. Б. Якиманка. Здесь в церковной книге была сделала запись о крещении И. С. Шмелева. Храм не избежал трагической участи и был взорван в 1972 г.
Шмелев вспоминал: “Ранние годы дали мне много впечатлений. Получил я их на дворе. В нашем доме появлялись люди всякого калибра и всякого общественного положения.
Слов было много на нашем дворе – всяких. Это была первая прочитанная мною книга – книга живого, бойкого и красочного слова. Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который все мог”.
Начало работы над “Летом Господним” относится к декабрю 1927 г. Сначала был написан очерк “Наше Рождество. Русским детям”: “Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну, что же…” (У произведения был и реальный адресат – Ив, Ивушка, сын племянницы жены Шмелева).
Очерк был напечатан в январе 1928 г. в парижской газете “Возрождение”.
- Анализ романа “Лето Господне” Шмелева И. С “Лето Господне” Проблематика романа. Главная тема романа “Лето Господне” – тема исторической и родовой памяти. Шмелев считал, что мир будет незыблем до тех пор, пока люди помнят прошлое и строят настоящее по его законам. Это делает мир одухотворенным, “обожествленным”, а значит, осмысленным. Соблюдение древнего порядка помогает человеку быть нравственным. При таком понимании ежедневные дела превращаются […]...
- Разработка урока по литературе в 11-м классе. “Нравственная проблематика романа И. Шмелева “Лето Господне”” Стефашкина Татьяна Федоровна, учитель русского языка Объявление Домашнее задание к уроку: I блок – теория литературы Что такое – роман-воспитание? Сказ, особенность сказа у И. Шмелева. II блок – творческое задание Обед “для разных”. “Убогие” блины. “Снять счастье”? (подготовить сообщение – анализ, суть, нравственный аспект) Тема урока: записывается на доске после того, как ученики сами […]...
- Композиция и жанр романа “Лето Господне” < p>В основе композиционной модели романа Шмелева – круг. Принцип круговой композиции реализуется как на макроуровне (весь Роман), так и на микроуровне (отдельная глава), а также организует пространственно-временные отношения (хронотоп), систему образов и персонажей произведения. В центре этой замкнутой, “круглой Вселенной” – мальчик Ваня. Время романа. Повествование строится в соответствии с православным церковным календарем. Кольцевая […]...
- Роман Шмелева “Лето Господне” Именно “Лето Господне” (1933-1948) и “Богомолье” (1931), а также примыкающий к ним тематически сборник “Родное” (1931) явились вершиной творчества Шмелева. Он написал немало замечательного и кроме этих книг: помимо уже упоминавшегося “Солнца мертвых” назову хотя бы романы “История любовная” (1929) и “Няня из Москвы” (1936). Но магистральная тема, которая все более проявлялась, обнажалась, выявляла главную […]...
- Образ “святой Руси” в произведениях Шмелева (богомолье, лето господне) В особом свете облик России представлен в произведениях Ивана Шмелева. Страну, запечатленную Шмелевым в “Богомолье” и “Лете Господнем”, нельзя назвать ушедшей, потому что это Россия изначальная, историческая, корневая, “святая Русь”, а значит она, сохраненная в благодарной памяти писателя, обращена и в будущее. “Что во мне бьется так, наплывает в глазах туманом? Это – мое, я […]...
- Душа России в “Лето господне” Шмелева (писатели эмигранты) Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А. Пушкин Творчество Ивана Сергеевича Шмелева, несмотря на период замалчивания, всегда находило в России своего преданного читателя. После демократических преобразований в нашей стране его книги обрели настоящую популярность. Конечно, самое значительное его произведение – это […]...
- Лето господне характеристика образа Сергея Ивановича Сергей Иванович (именинник в день мучеников Сергия и Вакха, 20 октября (7 октября) – отец Ивана. Мученик Сергий, ему принадлежат слова, имеющие важнейшее значение для жизни и смерти носящего его имя С. И., сказанные в темнице: “для ищущих небесной жизни – еже жити Христос, и еже умрети, приобретение есть”). Вместе с Горкиным – центральный образ […]...
- Лето Господне Иван Сергеевич Шмелев Лето Господне ПРАЗДНИКИ – РАДОСТИ – СКОРБИ Автобиографическая повесть (1934-1944) Чистый понедельник. Ваня просыпается в родном замоскворецком доме. Начинается Великий пост, и все уже готово к нему. Мальчик слышит, как отец ругает старшего приказчика, Василь Василича: вчера его люди провожали Масленицу, пьяные, катали народ с горок и “чуть не изувечили публику”. Отец […]...
- Лето Господне краткое содержание Шмелев И. С. Лето Господне Чистый понедельник. Ваня просыпается в родном замоскворецком доме. Начинается Великий пост, и все уже готово к нему. Мальчик слышит, как отец ругает старшего приказчика, Василь Василича: вчера его люди провожали Масленицу, пьяные, катали народ с горок и “чуть не изувечили публику”. Отец Вани, Сергей Иваныч, хорошо известен в Москве: он […]...
- Краткое содержание Лето Господне Шмелев И. С. Шмелев Лето Господне Чистый понедельник. Ваня просыпается в родном замоскворецком доме. Начинается Великий пост, и все уже готово к нему. Мальчик слышит, как отец ругает старшего приказчика, Василь Василича: вчера его люди провожали Масленицу, пьяные, катали народ с горок и “чуть не изувечили публику”. Отец Вани, Сергей Иваныч, хорошо известен в Москве: он […]...
- Роль композиции в художественном произведении (И. С. Шмелев. “Лето господне”) Прошлое… связано с настоящим непрерывной цепью событий, вытекающих одно из другого. А П. Чехов Наверное, художественное произведение начинается с возникновения в воображении писателя ряда образов, связанных с событиями, некогда взволновавшими его. Из глубины сердца, из потаенных уголков памяти поднимаются картины исторического прошлого или воображаемого будущего. Задача писателя – выстроить эти картины и образы в одно […]...
- Краткое содержание романа “Лето Господне” Шмелева И. С. по главам (частям) Мир, представленный в романе, видится глазами мальчика Ивушки. Действие ограничивается церковным годом (от Пасхи до Пасхи). Быт, настроение, душевное состояние людей тесно связаны с каждым из праздников. Название частей произведения определяется взглядом на происходящее, эмоциональным настроем, создаваемым тем, что видит мальчик (Праздники, Радости, Скорби). Праздники Мальчик просыпается утром Чистого Понедельника, в Великий Пост. Комната кажется […]...
- Краткое содержание Лето Господне Шмелев в сокращении (Литература XX века) Действия происходят в Замоскворечье, в канун Великого поста. Чистый понедельник. Ваня, просыпаясь в родительском доме, слышит ругань отца. Тот отчитывает Василь Василича, приказчика, за вчерашнее происшествие. Его люди провожали Масленицу, напились и катали всех с горок, чуть не покалечив народ. Сергей Иваныч, Ванин отец, весьма известный в Москве подрядчик, добрый и предприимчивый. Он уже после […]...
- “Лето Господне” Шмелева в кратком содержании Чистый понедельник. Ваня просыпается в родном замоскворецком доме. Начинается Великий пост, и все уже готово к нему. Мальчик слышит, как отец ругает старшего приказчика, Василь Василича: вчера его люди провожали Масленицу, пьяные, катали народ с горок и “чуть не изувечили публику”. Отец Вани, Сергей Иваныч, хорошо известен в Москве: он подрядчик, хозяин добрый и энергичный. […]...
- Лето господне характеристика образа Горкина Михаила Панратовича Горкин Михаил Панкратович (Михайла Панкратыч, Горка) (именины в день Михаила-Архангела 21 (8) ноября) – внешне схож со св. Николаем Чудотворцем на многочисленных деревенских иконах и с образом любимого народом святого в устных и письменных преданиях: маленький, хрупкий старичок, являющийся помочь верующим (вывести из лесу, уберечь от пожара, нападения и т. д.) или предупредить об опасности. […]...
- Краткое содержание повести Шмелева “Лето Господне” Чистый понедельник. Ваня просыпается в родном замоскворецком доме. Начинается Великий пост, и все уже готово к нему. Мальчик слышит, как отец ругает старшего приказчика, Василь Василича: вчера его люди провожали Масленицу, пьяные, катали народ с горок и “чуть не изувечили публику”. Отец Вани, Сергей Иваныч, хорошо известен в Москве: он подрядчик, хозяин добрый и энергичный. […]...
- Краткий пересказ Лето Господне Шмелев (Литература XX века) В самом начале произведения читатель знакомиться с мальчиком Ваней, который просыпается в своем родном доме на кануне поста. Он слышит громкий голос своего отца, который ругает Василия Васильевича, старшего приказчика за пьяные гуляния на масленицу. Отца Вани зовут Сергей Иванович, он подрядчик, довольно-таки известная личность в Москве. Несмотря на свое утреннее недовольство Василием Васильевичем, к […]...
- Лето господне характеристика образа Василия Васильевича Косого Василий Васильевич Косой (Косой – прозвище, данное за частые возлияния; именины в Васильев день, 14 (1) января) – “старший прикащик” у Сергея Ивановича, “у Иван Иваныча (отец Сергея Ивановича.- Ред.) еще служил, с мальчишек тридцать-то лет”. У него “широкая спина красная шея и затылок”, “лицо каленое, рыжие волосы вихрами”. Обладает богатырским здоровьем: в марте ходит […]...
- Лето господне характеристика образа Анны Ивановны Анна Ивановна – сторожиха-банщица, “совсем молоденькая, приятная, с лица белая-белая, высокая, ласковая. Ходила очень чисто, в белом платочке и светлом ситце. Муж в солдатах была очень добрая, тихая; говорила певучим голосом, не спеша, как-то раздумчиво”. Горкин ее уважал за примерное поведение и богомольность. От нее, говорила Сонечка, “будто тихий свет”. В жизни она “несет горе […]...
- Смысл заглавия романа < p>В названии романа “Лето Господне” заключена его идея. И. А. Ильин так объясняет его: “Два солнца ходят по русскому небу: солнце планетное, дававшее нам бурную весну, каленое лето, прощальную красавицу-осень и строго-грозную, но прекрасную и благодатную белую зиму; и другое солнце, духовно-православное, дававшее нам весною – праздник светлого, очистительного Христова Воскресенья, летом и осенью […]...
- История создания романа “Тихий дон” М. А. Шолохова По словам Шолохова, свой роман он “начал писать в 1925 году. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал с участия казачества в походе за Корнилова на Петроград… Написал 5-6 печатных листов. Когда написал: почувствовал: что-то не то…”. Чтобы объяснить участие казаков в корниловском мятеже, Шолохову пришлось вернуться к периоду мирной жизни. Повествование началось с описания […]...
- История создания романа “Мастер и Маргарита” < p>1928-1929 гг. были тяжелыми годами для М. А. Булгакова. Именно в это время он приступает к созданию трех произведений: романа о дьяволе, пьесы под названием “Кабала святош” и комедии, уничтоженной вскоре вместе с начатым романом. Первые редакции романа были написаны в 1928-1929 гг., но по неизвестной причине сожжены автором. Так, в письме правительству СССР […]...
- Краткое содержание “Мартовская капель” (из книги “Лето Господне”) Шмелева И. С Весеннее, обещающее “кап-кап” – это не скучный дождь, что, бывает, зарядит и на неделю. Это мартовская капель. Она вызывает солнце. Под сосенкой – кап-кап… Под елочкой – кап-кап… Снега много, как растает, – поплывет все Замоскворечье, можно будет на плотиках кататься. Полог с кровати мальчика сняли – идет большая великопостная стирка. На полу лежит золотистый […]...
- ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЕВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЕВ (1873-1950) Родился в патриархальной купеческой семье, воспитывался в атмосфере религиозности. После окончания юридического факультета и годичной военной службы был чиновником в Московской и Владимирской губерниях. В 1895 году началась литературная деятельность Шмелева – в 1897 году увидели свет очерки “На скалах Валаама”. Получили широкую известность произведения Шмелева, написанные по следам революции 1905-1907 […]...
- История создания романа “История одного города” Трудные для России шестидесятые годы прошлого века оказались наиболее плодотворными и важными для М. Е. Салтыкова-Щедрина. В течение десяти лет (с 1858 по 1868 год), исключая два с половиной года (1862-1864), Салтыков служил вице-губернатором в Твери и Рязани, председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани. Государственная служба не помешала писателю увидеть правду и служить […]...
- История создания романа “Обломов” И. А. Гончарова И. А. Гончаров – крупнейший русский романист второй половины XIX века, создатель своеобразной трилогии, которую составляют три его романа. По определению автора, это единый роман, в котором воссоздается и исследуется тип современного ему русского человека на разных этапах его развития. Молодость его представлена в первом из романов -“Обыкновенная история” , отрочество и зрелость – в […]...
- История создания романа “По ком звонит колокол” Испанская тема вдохновила и многих поэтов разных стран. Боевые гражданственные стихотворения об Испании создавали Поль Элюар, Эрих Вайнерт, Пабло Неруда, Николас Гильен и другие. Подобно документальной публицистике, поэзия, часто романтически приподнятая, вооружала и мобилизовала парод на борьбу, непосредственно откликаясь на потребность момента, выполняла агитационную функцию. Теми же качествами отмечена революционная драматургия Брехта, Чапека, Нурдаля Грига. […]...
- История создания романа в стихах “Евгений Онегин”. Лирическое и эпическое начала в романе. Композиция романа Роман был начат в Кишиневе 9 мая 1823 года и закончен в Болдине 25 сентября 1830 года. По расчету, произведенному самим поэтом, работа над “Евгением Онегиным” продолжалась 7 лет 4 месяца 17 дней. Однако летом 1831 года Пушкин вновь вернулся к роману. Исключив из текста 8-ю главу, содержащую “Путешествие Онегина”, он переработал в связи с […]...
- История создания и первых публикаций романа-эпопеи “Тихий Дон” Как вы уже знаете из статьи о Шолохове, работу над “Тихим Доном” он начал в 1926 г. Вначале у писателя родился замысел повести “Донщина”, в которой он хотел рассказать о казаках-большевиках, но которую так и не написал. Затем Шолохов изменил планы и решил создать Роман с “широким показом мировой войны…”. Вот как он рассказывал о […]...
- Лето господне характеристика образа Ивана (Ванятки) Иван (Ванятка) (день Ангела 9 октября (26 сентября) – Преставление Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова) – главный герой “Лета Господня”, во многом его образ наделен автобиографическими чертами. Шмелев изображает жизнь И. в двойной перспективе. С одной стороны, его детство дано изнутри, глазами ребенка, с другой – мир детства представлен как ретроспектива-припоминание. Такая двойная фокусировка придает […]...
- История создания и анализ романа “Поднятая целина” Шолохова М. А Осенью 1931 года писатель в частном письме сообщал: “…пишу новый роман о том, как вешенские, к примеру, казачки входили в сплошную коллективизацию в 1930 году и как они жили и живут в колхозах”. Этот роман был написан очень быстро. Первая книга “Поднятой целины” вышла в 1932 году, вторая была напечатана только после смерти Сталина. В […]...
- История создания романа < p>Написание романа заняло у Пушкина более семи лет (1823 – 1830). В свет он выходил отдельными главами: первая глава романа появилась отдельной книжкой в 1825 г., вторая – в 1826-м, третья – в 1827-м, в начале 1828 г. появились четвертая и пятая главы, а в марте 1828-го – шестая, седьмая вышла в марте 1830-го […]...
- История создания романа Толкиена “Властелин колец” Дж. Р. Р. Толкиен – сегодня это имя знает не только каждый школьник, но и практически все родители. Великая сказка, неподражаемая эпопея всколыхнула литературный мир запада еще в середине пятидесятых годов двадцатого столетия, когда все три тома этой эпопеи увидели свет после многочисленных доработок и исправлений повествования. Три “Летописи Великой Войны”, каждая из которых была […]...
- История создания романа “Портрет Дориана Грея” Роман “Портрет Дориана Грея” имел реальную основу. У Оскара Уайльда в приятелях был художник по имени Бэзил Уорд. Уайльд, встретив однажды в его мастерской чрезвычайно красивого натурщика, воскликнул: “как жаль, что и ему не миновать старости со всем его уродством!”. На это Бэзил ответил, что готов рисовать каждый год портрет, чтобы законы природы – старение […]...
- История создания романа “Холодный дом” “Холодный дом” – один из тех редких случаев, когда по-журналистски чуткая отзывчивость на злобу дня превосходно согласовалась с художественным замыслом романа, хотя, как это часто у Диккенса, действие отодвинуто на несколько десятилетий назад. Канцлерский суд, о реформе которого много говорили в начале пятидесятых годов (кстати, ее надолго задержали правительственная коррупция и рутина, бывшие, по убеждению […]...
- История создания романа Роберта Стивенсона Остров сокровищ Писатель хотел назвать роман “Морской кок, или Остров сокровищ: история для ребят” впоследствии его название изменилось. Роберт Стивенсон вспоминал: “Я нарисовал карту необитаемого острова; она была очень старательно и (так мне казалось) превосходно раскрашена. Форма того острова несказанно меня очаровала, там были залива, которые радовали меня и подсознательно я написал название: “Остров сокровищ”. Образы моих […]...
- История создания романа-эпопеи М. А. Шолохова “Тихий Дон” Вот как рассказывал историю создания своего произведения М. А. Шолохов: “Начал писать роман в 1925 году. Причем первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал ч участия казачества в походе Корнилова на Петроград… Написал 5-6 печатных листов. Когда написал, почувствовал: что-то не то…”. Действительно, задуманный 21 летним писателем […]...
- История создания и анализ романа “Петр Первый” Толстого А. Н. II “Петр Первый” Английский писатель начала XIX века Вальтер Скотт, родоначальник жанра исторического романа, создал тип романа, изображающего “историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании”. А. С. Пушкин в романе “Капитанская дочка” дает историю “домашним образом”, делая глав ным героем вымышленное лицо и исследуя историю его частной жизни на фоне исторических событий. А. Н. Толстой написал исторический […]...
- История создания романа Финансист идея и значение (Драйзер Теодор) Завершив работу над “Дженни Герхардт” и передав рукопись издателям, Драйзер принялся за два новых романа, герои которых представляли собой совершенно различные круги американского общества. В центре одного – талантливый художник Юджин Витла, в центре другого – восходящая звезда на ниве бизнеса Фрэнк Алджернон Каупервуд. Первый роман получил название “Гений”, второй – “Финансист”. Черновой вариант “Гения” […]...
- История создания романа Американская трагедия (Драйзер Теодор) Прошло уже более полувека с того дня, когда на полках книжных магазинов Соединенных Штатов появился двухтомный роман “Американская трагедия”, принадлежащий перу Теодора Драйзера (1871 -1945). Книга эта сразу же стала подлинной литературной и общественной сенсацией, а ее автор – знаменитостью. Американская и европейская литературная критика и читающая публика восприняли роман Драйзера как крупнейшее явление мировой […]...