История создания романа Финансист идея и значение (Драйзер Теодор)

Завершив работу над “Дженни Герхардт” и передав рукопись издателям, Драйзер принялся за два новых романа, герои которых представляли собой совершенно различные круги американского общества. В центре одного – талантливый художник Юджин Витла, в центре другого – восходящая звезда на ниве бизнеса Фрэнк Алджернон Каупервуд. Первый роман получил название “Гений”, второй – “Финансист”.

Черновой вариант “Гения” был завершен, однако издатели предпочитали раньше опубликовать роман о бизнесмене, рассчитывая, что

такая книга будет лучше расходиться.

Драйзер откладывает рукопись “Гения” в сторону, а сам с головой погружается в работу над “Финансистом”. В октябре 1912 года новый роман Теодора Драйзера появился на полках книжных магазинов США.

Если два предыдущих романа писателя рассказывали историю простых американских девушек, ставших в той или иной степени жертвами американского образа жизни, то герой его нового романа – человек совершенно иного склада и иных амбиций. Фрэнк Каупервуд – бизнесмен, с детства уверовавший в силу и власть золота. Если Керри и Дженни всецело зависят от стечения обстоятельств,

то Фрэнк сам создает обстоятельства, выгодные для него, открыто бросает вызов общепринятым нормам морали. Он рано познает истину, что в Америке “одни люди живут за счет других”, и всеми доступными методами стремится создать свое личное благополучие, не считаясь ни с нормами морали, ни с принципами порядочности, ни с существующими законами.

Он свой человек среди филадельфийских чиновников-казнокрадов и не брезгует никакими средствами для приумножения своего состояния.

К тридцати четырем годам “его банкирская контора оценивалась в два миллиона долларов, из которых едва ли не пол миллиона принадлежали ему лично, и, судя по перспективам, открывавщимся перед ним, он в скором времени мог, стать соперником любого американского богача”.

Финансовый кризис 1871 года приоткрыл завесу над неблаговидными сделками финансиста Каупервуда, и он угодил на какое-то время в тюрьму. Затем – снова игра на бирже, снова финансовые махинации. В результате биржевой паники 1873 года Каупервуд ухитряется стать миллионером. Опытный, заматеревший финансовый волк внимательно следит за движением золотого потока в стране.

Он хорошо понимал, что значит этот поток золота. “Там, куда оно течет, процветает деловая жизнь, там все кипит, все находится в состоянии непрерывного роста”. Золото в этот период в огромных количествах текло в Чикаго, и Каупервуд решает попытать счастья в этом “Вавилоне, Трое, Ниневии нового века”.

На этом заканчивается “Финансист”, первый роман “Трилогии желания”, в котором Драйзер показал пути и методы становления крупного бизнесмена, приоткрыл завесу над разъедающей. американское общество коррупцией, раскрыл всю неприглядную сущность сильных мира сего.

Американская критика встретила роман сдержанно. Никто не отрицал его правдивости,, однако отмечали, что книга слишком прямолинейна, скучна, длинна и не интересна. В то же время газеты и журналы вынуждены были признать, что в романе нарисована “фотографически точная панорама истоков большого бизнеса, все растущей коррупции среди городских и штатных властей, использования политиканами муниципальных средств в своих целях, манипуляций акциями” и т. п. и т. д. Газета “Нью-Йорк уорлд” отмечала, что Драйзер “рассказал весьма длинную историю, но правдивую, как сама жизнь, и подтвержденную фактами…”.

Правдивость образа финансиста Каупервуда признавалась всеми. Генри Менкен, ознакомившийся, с романом в корректурных листах, писал Драйзеру: “Вы изобразили, объяснили и описали Каупервуда почти блестяще. Вы создали его настолько реальным, насколько может быть реальным человек.

Его окружение, и люди, и обстановка также совершенно правдивы. Никогда еще не была создана лучшая картина тайного политико-финансового сообщества. Она абсолютно точная и целиком американская”.

Газета “Бруклин игел” в рецензии на роман отмечала: “Каждый образ в нем – это реальная фигура из плоти и крови, и когда вы окончите чтение, к числу ваших знакомых прибавятся персонажи этой книги, которых вы знаете теперь настолько же хорошо, как и тех, с кем вам приходилось встречаться лично, а может быть, даже лучше, ибо вы узнали их благодаря изумительной проницательности автора”.

Источники:

    Драйзер Теодор Дженни Герхардт: Роман. Пер. с англ. /Послесл. С. Иванько.- М.: Худож. лит., 1982.- 269 с. (Классики и современники.

    Зарубеж. лит-ра).

    Аннотация: Героиня романа американского писателя Теодора Драйзера (1871 -1945) “Дженни Герхардт” (1911) – девушка из народа, которая, соприкоснувшись с миром капитaалистических хищников, сумела все же сохранить высокую духовную чистоту, бескорыстную любовь к добру, стремление к самопожертвованию. Т. Драйзер противопоставляет мир простых людей и так называемое “высшее общество” Америки начала XX века, реалистическому показу которого посвящены многие страницы романа.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

История создания романа Финансист идея и значение (Драйзер Теодор)