История создания по роману Одеты камнем (Форш Ольга)

Роман Ольги Дмитриевны Форш “Одеты камнем” – одно из первых значительных произведений советской исторической прозы. Задуманный в 1923 году, он вместе с тем знаменует и подлинное начало творческого пути О. Д. Форш, хотя к этому времени позади у нее остались многие годы литературных и художественных исканий. Был ли тому виною за-тянувшийся внутренний спор между литературным призванием и ее настойчивыми попытками стать профессиональной художницей или какие-то другие причины – например, полное скрытых противоречий увлечение символизмом,-

но только путь ее был нелегким и далеко не сразу привел к писательскому успеху и читательскому признанию.

Вышедшая в 1908 году повесть о художнике “Рыцарь из Нюренберга”, печатавшиеся в журналах рассказы и фрагменты неоконченного романа “Дети земли” – не более как обещающее начало.

Знавший Форш еще в предреволюционные годы Алексей Максимович Горький уже тогда в ней почувствовал незаурядного литератора.

“Я – давний и почтительный поклонник вашего добротного таланта” и умного – удивительно умного! – сердца вашего,- писал А. М. Горький в связи с выходом первых исторических

романов Ольги Форш “Одеты камнем” и “Современники”.- Мне давно хотелось сказать вам это, и вот я очень рад, что говорю наконец…” В романе “Одеты камнем” Горький видел не просто “большую вещь”, но начало новой, советской исторической прозы, того “исторического романа в подлинном смысле этого понятия”, “какого у нас еще не было”. И вот он является как раз вовремя,- писал А, М. Горький.- Это замечательно”.

Горький неоднократно подчеркивал своевременность появления нового исторического романа для развития молодой советской литературы. Наряду; с романами Ольги Форш он выделял особо, в качестве явления новаторского, романы “Разин Степан” Алексея Чапыгина и “Кюхля” Юрия Тынянова. Все это были романы, рожденные революцией, невозможные ни в какое другое время.

Преобразующее влияние Великой Октябрьской социалистической революции глубоко охватило все стороны общественного сознания. Обращаясь к истории, советский писатель и прошлое видел иначе. История возникновения и развития революционных идей в России, утверждение нового, социалистического мировосприятия, переосмысление многих ставших традиционными исторических представлений, особенный интерес к трагическим судьбам первых борцов против деспотизма – все это придавало не только новаторский, но и глубоко актуальный характер произведениям советских писателей в жанре исторической прозы.

Интерес к историческому роману еще больше окреп в тридцатые годы, когда советская литература пополнилась рядом замечательных произведений этого рода, среди которых были и “Петр I” Алексея Толстого, и “Емельян Пугачев” Вячеслава Шишкова, и трилогия Ольги Форш, посвященная Радищеву.

Именно в исторической прозе Ольга Дмитриевна Форш нашла наиболее полное воплощение своей творческой индивидуальности – как она сама говорила, “свое настоящее дело”. В пору крутой ломки общественного сознания, на переломе исторических судеб России она осознала как свой общественный и писательский долг необходимость выразить средствами литературы реальную связь времен, социальную и психологическую, духовную преемственность революционной, сегодняшней яви с революционной традицией. “Одеты камнем” – первая оригинальная попытка показать это живое единство.

В одном из писем А. М. Горькому Форш, не скрывая своего удовлетворения, признается: “Думаю, что в “Одеты камнем” кое-что угадано верно. Во всяком случае, думаю, правильнее, укрепившись на сегодня, взорвать все пограничные столбы, проставленные временем,- так, чтобы в сегодня проступило вчера. Живое все ведь забирается и живет. И хоть мы только сейчас, но века – в нас (а не сами по себе, как полагалось раньше)” .

И весь ее жизненный и творческий опыт вел к этому пониманию связи времен, способствовал тонкому и глубокому проникновению в далеко для нее не книжный, не отвлеченный исторический материал, помогай развитию той удивительной интуиции в понимании прошлого, какую в первых же ее исторических романах заметил Алексей Максимович Горький.

Источники:

    Форш О. Одеты камнем. Михайловский замок: Романы /Вступ. статья Г. Цуриковой; Оформ. ху-дож. В. Бабияка. – JI.: Худож. лит., 1980.- 424 с. (Классики и современники.

    Советская литература).

    Аннотация:

    В книгу включены исторические романы известной советской писательницы Ольги Дмитриевны Форш (1873 – 1961) “Одеты камнем” и “Михайловский замок”. В центре романа “Одеты камнем” (1924-1925) – судьба “таинственного узника” Алексеевского равелина Петропавловской крепости русского революционера М. С. Бейдемана. “Михайловский замок” (1946) – о трех поколениях русских зодчих: В. И. Баженове, А, Н. Воронихине и К. И. России.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

История создания по роману Одеты камнем (Форш Ольга)