История одного города характеристика образа Угрюма-Бурчеева

ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА

(1869-1870)

Угрюм-Бурчеев – в прошлом “прохвост” (просторечное искажение слова “профос” – полковой палач, позднее – “пара-шечник”, уборщик нечистот), назначенный глуповским градоначальником за преданность: в доказательство своей любви к начальнику отрубил себе палец. В значительной мере прототипом его служил фаворит Павла I, а затем и Александра I А. А. Аракчеев. Выполняя желание Александра создать военные поселения, он, как сказано в статье энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, “повел

дело круто, с беспощадною последовательностью” не стесняясь ропотом народа…

Кроме угождения воле монаршей и исполнения требований службы, он ничем не стеснялся”. Воспользовавшись деталями внешности Аракчеева и частично Николая I, сатирик создал гротескный образ “мрачного идиота”, столь же гиперболизированный, как и упоминаемый портрет У. на фоне пустыни, “посреди которой стоит острог; сверху, вместо неба, нависла серая солдатская шинель…”. Герой имеет обыкновение спать на голой земле, есть сырое лошадиное мясо, часами маршировать в одиночку, подавая самому себе команды, и т. п.

В его фигуре и поступках доведены до крайности “виртуозность прямолинейности”, страсть к “нивелляторству” (уравнительности), готовность “взять в руки топор и, помахивая этим орудием творчества направо и налево, неуклонно идти, куда глаза глядят”, – черты, существующие в самых разных идеологических обличьях отчетливо тоталитаристского свойства – как современных писателю, так и более поздних.

Некоторые картины разрушения старого Глупова при У. ради возведения нового города, при всей своей фантастичности, кажутся пророческим предупреждением: “От зари до зари люди неутомимо преследовали задачу разрушения собственных жилищ, а на ночь укрывались в устроенных на выгоне бараках… Казалось, что рабочие силы Глупова сделались неистощимыми и что чем более заявляла себя бесстыжесть притязаний, тем растяжимее становилась сумма орудий, подлежащих ее эксплуатации”. Однако эта “бесстыжесть притязаний” дает осечку при попытке “мрачного идиота” “унять” реку, озадачившую и оскорбившую его своим вольным течением.

По его приказу ее запрудили, породив у него мечты о “своем собственном море” и выгодах, которые оно принесет (неожиданно напоминающие фантазии Порфирия Головлева). Однако река вскоре смыла преграду, и это становится символом конечного поражения всякого произвола над жизнью. Набирает силу и возмущение действиями градоначальника, таящееся в человеческих душах.

История У., а с ней и вся книга, завершается грозной картиной “не то ливня, не то смерча”, гневно налетевшего на Глупов: “раздался треск, и бывший прохвост моментально исчез, словно растаял в воздухе”. Остается загадкой, аллегорическая ли это картина сокрушительного народного бунта или катастрофа, ниспосланная самой природой, которой У. бросил безрассудный вызов, посягнув на “извечное, нерукотворное”. Обращает на себя внимание то, что на звучавшую с напыщенной торжественностью фразу о начале схватки У. с рекой: “Борьба с природой восприяла начало” – откликается чеканный финал главы, звучащий как апокалипсический итог градоначальнических деяний: “История прекратила течение свое”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

История одного города характеристика образа Угрюма-Бурчеева