История и современность – Для раскрытия темы фашизма



Для раскрытия темы фашизма – в произведениях Германа Канта, Кристы Вольф и других писателей – был характерен не столько богатый внешними событиями сюжет, сколько углубленный психологический анализ. В центре внимания оказывались индивидуальные обстоятельства человека, личное мужество противостояния фашистскому варварству. При этом возросла писательская зоркость, с которой запечатлевалась манипуляция фашистов чувствами и разумом людей, постепенное приучение человека к бесчеловечности. В качестве примера здесь можно назвать повести Хельги Шюц (род. в 1937 г.) “Предыстория, или Дивный край Пробштайн” (1971) и “Праздничная иллюминация” (1973).

После выхода в свет романа Бруно Апица “Голые среди волков” дальнейший вклад в идейно-художественное освоение этой темы внесли прежде всего романы Юрека Беккера и Петера Эделя, повесть “Седьмой колодец” (1971) Фреда Вандера, а также романы Евы Липпольд (род. в 1909 г.) “Дом с тяжелыми воротами” и “Жить там, где умирают” (1974, последний роман экранизирован под названием “Невеста” в 1980 г.).

Роман Юрека

Беккера (род. в 1937 г.) “Якоб-лжец” (1968) посвящен чувствам, надеждам, переживаниям, страданиям людей в еврейском гетто.

Главный герой романа Якоб Гейм вовсе не является сознательным борцом, антифашистом по политическим убеждениям, однако обстоятельства заставляют его невольно сыграть решающую роль в судьбе товарищей по несчастью. Ему приходится поддерживать иллюзию, будто он располагает точными сведениями об освобождении гетто; он вновь и вновь должен выдерживать трудное нравственное испытание, ибо без его “лжи” людей охватывает беспросветное уныние и безнадежность. Героизм, мужество и малодушие оказываются в романе Беккера результатом конкретной ситуации и обстоятельств, а не только следствием социального процесса.

Этот же принцип Юрек Беккер использовал и применительно к современному материалу, впрочем, не столь успешно, как в своей первой книге. Роман “Боксер” (1976) повествует – с достаточно критических позиций – о жизни в Германии бывшего узника концлагеря, который после 1945 года замыкается в себе и становится “аутсайдером”. Беккер – в настоящее время он живет в Германии – опубликовал еще три романа: “Преднамеренный обман властей” (1973), “Бессонные дни” (1978) и “Всеобщий друг” (1982).

Роман Петера Эделя (1921-1983) “Картины свидетеля Шатмана” (1969), носящий явно автобиографический характер, рассказывает о тех временах, когда было загублено счастье многих и многих людей, и о том, как одиночке удается найти путь, на котором он преодолевает свое бессилие. Роман о жизни художника Шатмана, бывшего пассивным “просвещенным бюргером” и ставшего убежденным социалистом, обращен не только в прошлое, но и вглядывается в настоящее. Двухтомная автобиография Эделя “Когда речь идет о жизни” (1979) представляет собой широкую историческую панораму, на фоне которой человек, опирающийся на свой жизненный опыт, ставит важнейшие вопросы современного гуманизма.

Историческая картина, представленная в этих произведениях, характеризуется показом завоеваний реального социализма, пониманием его значения и вклада в дело создания подлинно гуманистического общества.

Противоположные представления о человеке и обществе, выразившиеся в исторических романах Стефана Гейма “Лассаль” (1969) и “Рассказ царя Давида” (1972), делают психологическими абстракциями социально обусловленные особенности характеров и нравственные категории, а политическую власть трактуют как неизменно враждебную человеку (следует, однако, отметить, что роман “Рассказ царя Давида” разоблачал империалистические методы господства). Начиная с середины 70-х годов Стефан Гейм все сильнее сомневается в тех позициях, которые он прежде отстаивал своим романом “Сегодняшние крестоносцы”.

Исторический роман внес существенный вклад в литературное осмысление действительности и в развитие исторического сознания. При этом в обработке исторического материала прямые параллели и аналогии с современностью, еще характерные для романа периода эмиграции, вскоре уступили место углубленному рассмотрению исторических событий.

Весьма характерны в этом отношении произведения Карла Цухардта (1887-1968; “Умри, шут!”, 1960), Иоганнеса Тралова (1882-1968; “Османская трилогия”, 1944-1956), Клауса Германа (1903-1972; “Византийский пожар”, 1955) и Ганса Юлиуса Вилле (1895-1961; “Спутница. Жизнь Терезы Левазор с Жан-Жаком Руссо”, 1952). Ганс Лорбер (1901-1973), один из основателей Союза пролетарско-революционных писателей Германии, уделил особое внимание в своей трилогии о Мартине Лютере – “Мятежники из Виттенберга” (“Чистилище”, 1956; “Опровержение”, 1959; “Знать”, 1963) – показу объективной диалектической взаимосвязи между историческим процессом, народом и выдающейся личностью.

Этот же подход в полной мере нашел свое отражение и в романах Роземари Шудер (род. в 1928 г.).

Если роман “Еретик из Наумбурга” (1955) еще был посвящен традиционной теме социальной ответственности художника, рассматривавшейся с точки зрения главного идейного выбора, перед которым поставлен каждый человек нашей эпохи, то двухтомный роман о Кеплере (“Сын ведьмы”, 1957; “На чертовой мельнице”, 1959), а также книги о Микеланджело (“Связанный”, 1962; “Разбитая мадонна”, 1965) уже расширяли социальное окружение главного героя и показывали все многообразие объективных и субъективных моментов, из которых складываются исторические события. В романах “Одаренные, или Образ бедного Лазаря в Мюнстере Вестфальском” (1968) и “Парацельс и сад наслаждений” (1972), давших многокрасочную картину исторической действительности, Роземари Шудер уделяет основное внимание мировоззренческим аспектам отношения героев к их современности, а также взаимосвязям между социальным прогрессом, исторической ограниченностью и предвидением будущего. Эта же тема была продолжена и в последующих работах Роземари Шудер (“Агриппа и корабль удовлетворенных”, 1978; “Сервето у Пилата”, 1982).

Наряду с крупномасштабными изображениями минувших эпох, порою даже не имеющими строгой документальной основы или реальных прототипов, как, например, романы Вальтраут Левин (род. в 1937 г.) “Господин Люциус и его белый лебедь” (1974) и “Врач из Лакроса” (1977), в исторической прозе преобладала биография или сюжет, выстраивающий действие книги вокруг того или иного исторического персонажа.

Книги о великих революционерах прошлого – например, романы Е. Р. Гройлиха (род. в 1909 г.; “Никто не рождается героем”, 1961; “…а не на коленях”, 1964; “Анонимное письмо”, 1971), Ханса Маассена (“…в час опасности”, 1971), Ганса Пфейфера (“Томас Мюнцер”, 1975) – и прежде всего книги, посвященные выдающимся деятелям искусства и науки, были наиболее характерны для исторической прозы. Большой интерес у читателей вызвали книги Герхарда В. Менцеля (1922-1981; “Смешной Питер”, 1969), Иоахима Купша (“Тяготы одного дня”, 1973). После биографий Фихте, Лес-синга и Вейтлинга Карл Хайнц Бергер (род. в 1928 г.) опубликовал исторический роман “Неттесхайм, или Как трудно стать героем” (1966), иронически прослеживающий историю рейнско-католической мелкой буржуазии вплоть до времен фашизма.

Роман Бергера “Квартира, или Выход из лабиринта” (1976) – продолжение “В лабиринте, или Прогулки по двум ландшафтам” (1984) – повествует о первых послевоенных годах демократического строительства. Эберхард Хильшер (род. в 1927 г.) в своем романе “Утренняя звезда” (1976), посвященном Вальтеру фон дер Фогельвейде, и в романе “Часы мирового времени” (1983) предпринял интересную попытку свести воедино силой фантазии прошлое, настоящее и будущее. Одну из своих книг Криста Йоханнсен (1914-1981) посвятила жизни выдающегося немецкого ученого Лейбница (“Лейбниц”, 1966).

Начиная с 60-х годов историческая проза заняла видное место и в литературе для детей и юношества. Большой успех выпал на долю книг Ильзы Корн и Вильмоса Корна “Мавр и лондонские вороны” (1962, радиопостановка состоялась в 1963-1964 гг., фильм вышел в 1968 г., спектакль поставлен в 1973), Готхольда Глодера “Человек с золотым шлемом” (1972), Гизелы Карау “Тогда я стану журавлем” (1975), Ренаты Крюгер “Полночь в Сан-Суси” (1980).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

История и современность – Для раскрытия темы фашизма