Историческое произведение из эпохи Петра I “Полтава”
В “Полтаве” Пушкин снова обратился к излюбленному жанру, ставшему ведущим поэтическим жанром литературы 20-х годов,- жанру стихотворной поэмы. Однако новая поэма Пушкина принципиально и существенно отличалась от всего ранее им в этом роде созданного.
Как в отношении “Стансов”, так и в отношении “Полтавы” Пушкин следовал давней традиции. Создать поэму о Петре I пытались уже русские писатели XVIII в. (неоконченные “Петрида” А. Д. Кантемира, “Петр Великий” М. В. Ломоносова). “Петриады” усиленно писались и эпигонами
Наконец,
Весьма возможно, что Пушкин оставил работу над романом “Арап Петра Великого” и потому, что образ и тема Петра I были отодвинуты в нем несколько на второй план. Личное, частное, семейное – судьба предка Пушкина – преобладает в романе над темой государственно-исторической. Эти темы имеются и в пушкинской “Полтаве”.
Но в своеобразном построении поэмы, в движении и развитии ее сюжета тема и образ Петра в конечном счете выдвигаются на передний план, в идейный же центр поэмы ставится событие величайшего национально-исторического значения.
Многие современные Пушкину критики упрекали поэта за нарушение им в “Полтаве” единства действия, за соединение в одном произведении любовной интриги и важнейших исторических событий. К этому до известной степени присоединился и Белинский. Дав блестящий анализ “Полтавы” и исключительно высоко оценив ее “великие красоты”, ее “дивно прекрасные подробности”, Белинский, вместе с тем также считал, что в поэме Пушкина нет “необходимого единства”.
Пушкин, по мнению критика, хотел сочетать в рамках одного произведения “эпическую поэму” и “романтическую поэму вроде байроновской”. В результате не получилось ни того, ни другого. Однако Белинский подходит в данном случае к оценке “Полтавы” с меркой обычного деления поэзии на роды и виды.
Между тем Пушкин в своем творчестве постоянно эти условные рамки ломает. Сломал он их и в “Полтаве”.
“Полтавой” Пушкин, действительно, решил историческую задачу – создать высокохудожественную героическую поэму о Петре I. Но он отнюдь не облек свой замысел в традиционные формы эпопеи или романтической поэмы. К моменту создания “Полтавы” Пушкин был автором не только романтических поэм, но и “Бориса Годунова” и “Арапа Петра Великого”; к этому времени он уже освоил и творчески развил опыт не только Байрона, но и Шекспира и В. Скотта. И “Полтава” Пушкина – произведение совершенно нового типа – реалистическая историческая поэма, вобравшая в себя элементы не только эпопеи и романтической поэмы, но и трагедии (сцены-диалоги между Мазепой и Марией, монологи Мазепы) и романа. Причем широкий синтез самых разнообразных жанров был осуществлен Пушкиным в значительной степени именно на романной основе: романическая фабула любви Марии и Мазепы дала возможность развернуть яркую картину данной исторической эпохи.
Настойчивое и последовательное стремление к максимальной правдивости в изображении прошлого, к “воскрешению” минувшего века во всей его истине, что ставил своей основной задачей Пушкин уже в “Борисе Годунове”, снова – на этот раз в жанре поэмы – проявляется и в “Полтаве”. В этом отношении Пушкин решительно отталкивается не только от “классической” эпопеи с обязательным наличием в ней элементов чудесного, но и от романтической поэмы.
В предисловии к первому изданию “Полтавы” и в последующих заметках о ней поэт настойчиво подчеркивает, что в своей поэме он стремился быть полностью верным истории. Так это и было на самом деле.
В романтической фабуле своей поэмы, хотя она и основана на реальных событиях, Пушкин, правда, допускает элементы художественного вымысла и даже в отдельных случаях отступает от фактов истории (например, замена имени героини, которая на самом деле звалась Матреной). Зато во всем остальном поэт полностью опирается на тщательно изученные им исторические источники и материалы, какими он только мог в ту пору располагать. Однако гораздо, значительнее этой фактической точности; художественный историзм “Полтавы” – наличие в ней подлинно исторических, т. е. обусловленных эпохой и ее в себе олицетворяющих, образов-характеров.