Исторический салон «Демократия: история и современность»
Исторический салон «Демократия: история и современность»
Цель: дать представление о демократии, как форме политического режима, существующего в различных государствах.
Задачи:
Способствовать формированию представления о демократии как форме политического устройства;
Содействовать развитию критического мышления, формировать навыки защиты демократического строя РБ;
Выявить личностное отношение каждого учащегося к демократическому государству РБ.
Подготовительная работа
1. Подбор научно-методической,
Литературы.
2. Организация выставки.
3. Формирование пяти микрогрупп.
4. Изготовление карточек с заданиями.
Оборудование: выставка литературы; оборудование рабочего места микрогрупп; видеомагнитофон; доска; Конституция РБ.
Форма: исторический салон.
Ход мероприятия
Учитель: Мы с вами собрались сегодня на очередное заседание в нашем историческом салоне, чтобы поговорить и разобраться в очень важном вопросе современной политической жизни. Демократия… Если бы поэты писали оды о демократии, то они, наверное сравнили бы ее с легендарной птицей Феникс,
Самым прогрессивным является демократический режим. Демократия откуда она взялась? Что это такое?
Метод «Заверши фразу». (учащимся предлагается завершить фразу: Демократия это… (по группам) для выявления у учащихся сформированности определенного понятия о рассматриваемом явлении). Не должно быть повтора. Педагог произносит незавершенную фразу и предлагает одному вспомнить все о демократии.
В этом нам поможет учащийся, который подготовил историческую справку.
Учащийся: (Историческая справка)
Учитель: Мы узнали с вами, что история демократии берет свое начало еще с древних времен. Демократия известна едва ли не раньше, чем другие (монархические) формы политической организации общества: прямая первобытнообщинная демократия, военная племенная демократия предгосударственных этапов политического развития человечества. Ее основополагающими принципами являются народовластие, равенство и свобода личности (эти принципы прикрепляются на доске).
Они закреплены сегодня во всех конституциях демократических стран.
Ст.1 Конституции РБ (зачитывается)
РБ — демократическое государство.
Работа в малых группах:
Учащимся предлагается с помощью Конституции определить демократический характер белорусского государства. Прорабатываются ст.2, 3, 4, 5, 6, 10, 21, 23, 25, 52, 59, 110, 137. Делается вывод и защита (один учащийся от группы или одна группа выступает, приводит аргументы, подтверждающие демократический характер белорусского государства, а остальные дополняют).
Учитель: Подводит итог всему сказанному.
Действительно, Конституция гарантирует права и свободы граждан, реализуется принцип разделения властей, верховенства Конституции по отношению к другим законам, установлены обязанности государства, его органов, должностных лиц и служащих действовать в рамках Конституции и законов. Конституция РБ закрепила все известные в мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них необходимо создать условия. Демократическое государство не отрицает принуждения.
Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом в определенных формах. К этому побуждает обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Любая демократия, таким образом, предполагает принуждение.
Метод «Мозговой штурм» (учащимся предлагается задание).
Писатель Б. Васильев, рассматривая проблему демократизации, пишет «ощущается она нами как своего рода дозволение. А следует-то ее ощущать как нельзя. Нельзя нарушать законы, Конституцию, увольнять работников по желанию начальства».
Что бы вы добавили к этому перечню? Согласны ли вы с расставленными писателем акцентами? Свой ответ аргументируйте.
(учащиеся (один от группы) дополняют, а затем высказываются).
Видеофильм (отрывок) Д. Мур «Фаренгейт 9/12»
Метод «Ассоциации»
Задачи реализации метода — развитие индивидуального сознания учащихся через организацию их смыслотворчества и мыследеятельности, полилога.
Алгоритм реализации метода:
1. Педагог объясняет сущность реализации метода: к предложенному понятию каждому участнику необходимо подобрать 2-3 слова, с которыми ассоциируется предложенное понятие; из составленного смыслового ряда следует выделить те слова, которые наиболее точно отражают сущность (основной смысл) рассматриваемого понятия.
2. Предлагается понятие «демократия» для рассмотрения.
3. Мелом на доске записывается рассматриваемое понятие.
4. Учащимся предлагается в течение 1-2 мин подумать над ассоциациями рассматриваемого понятия — подобрать 2-3 слова и записать их в тетрадь, блокнот.
5. Затем педагог поочередно предлагает всем участникам назвать свои ассоциации и фиксирует по ходу все неповторяющиеся слова мелом на доске.
6. После того, как высказались все учащиеся, педагог называет свой вариант из 2-3 слов-ассоциаций рассматриваемого понятия.
7. Когда составлен смысловой ряд ассоциаций рассматриваемого понятия, педагог зачитывает его.
Правила поведения
Пришел — не молчи!
Каждый имеет право на свою точку зрения!
Любая точка зрения имеет право на существование!
Умей слушать другого и услышать его!
В дискуссии все равны!
Говори кратко и лаконично о многом!
То, что говоришь, не есть истина в последней инстанции!
Хочешь что-то спросить (дополнительно), что-то сказать — подними руку!
Вопросы
1. Демократия: история развития.
2. Демократия и современность.
Принципы
— Народовластие.
— Равенство и свобода личности