Исторический романист Иван Иванович Лажечников (1792-1869)

Из среды разночинцев 30-х годов вышел исторический романист, творчество которого резко отличалось от исторической прозы и драматургии М. Н. Загоскина и Н. В. Кукольника. В свете своего либерально-просветительского мировоззрения И. И. Лажечников стремился художественно раскрыть исторический процесс культурного развития России. В этом отношении показателен выбор писателем темы для первого исторического романа “Последний Новик” (1831 – 1833).

Лажечников восхваляет царя-преобразователя,

который пожелал “стать твердою ногою на берегу Балтийского моря, чтобы сзывать в свое отечество богатство и просвещение Европы”.

Лучший роман Лажечникова – “Ледяной дом” (1835), в котором автор критически нарисовал времена “бироновщины” и опоэтизировал образ гражданина-патриота в лице А. П. Волынского, воспетого ранее К. Ф. Рылеевым. В своем третьем историческом романе, “Басурман” (1838), Лажечников еще раз обращается к теме культурных связей России с Западной Европой, рисуя трагическую судьбу молодого врача Антонио Эренштейна, приехавшего в Россию по приглашению Ивана

III. Ф. В. Булгарин в “Северной пчеле” критиковал роман Лажечникова, находя, что в нем “основатель самодержавия на Руси изображен эгоистом”.

В. Г. Белинский положительно оценил романы Лажечникова.

В своей исторической прозе Лажечников еще не овладел историзмом. Однако его романы не выпадают из общего процесса утверждения реализма в 30-е годы. В них больше исторической правды, чем в произведениях Загоскина.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Исторический романист Иван Иванович Лажечников (1792-1869)