Исторические романы Марка Твена “Принц и нищий” и “Янки при дворе короля Артура”

В “Принце и нищем” изображается Англия первой половины XVI в. В стране царит нищета. Жестокие законы тяжелым бременем легли на плечи парода. В массах широко распространены суеверия и предрассудки.

В таких условиях два мальчика-двойника меняются местами. Эдуард, принц Уэльский, наследник английского престола, изгоняется из королевского дворца, а жалкий бедняк Том Кенти оказывается его двойником.

“Принц и нищий” – это книга, проникнутая тенденциями гуманизма и демократизма. Совсем не случайно капризный и избалованный принц

Уэльский оказывается в самой гуще народной жизни и проходит через всевозможные испытания. Писатель заставляет его на собственном горьком опыте познать жизнь и убедиться в суровости и несправедливости существующих законов. Запоминается в книге фигура благородного спасителя Эдуарда – Майлса Гендона.

Храбрый Майлс привлекает симпатии читателя бескорыстием и добротой.

Демократизм Твена в еще большей степени проявляется в создании образа Тома Кенти. Том Кенти, этот выросший в бедности и лишениях мальчик, став принцем, при решении государственных вопросов проявляет истинно народную мудрость. Он

правит не по законам крови, а по законам милости.

В “Принце и нищем” много потрясающих картин нищеты. Автор изображает Англию как страну резких социальных контрастов. С одной стороны, Англия – страна разоренного народа: по ее дорогам бродят нищие и преступники.

С другой стороны королевский двор, утопающий в роскоши. Хотя книга и завершается благополучной концовкой, ее настроение, общий настрой и тон значительно отличаются от большинства предшествующих произведений. В “Принце и нищем” отсутствуют светлые, легкие краски. Они сменяются более сумрачными тонами.

Почти совсем исчезает жизнерадостный юмор. На смену ему приходят сарказм и ирония.

Атмосфера еще более сгущается в романе “Янки при дворе короля Артура”, эта книга переносит нас в Британию VI в., в Британию прославленного героя рыцарских романов, легендарного короля Артура. Однако под фантастическим покровом в пей скрывается вполне реальное, современное содержание.

Описывая жестокость феодальных порядков, произвол королевской власти, религиозный фанатизм, писатель имеет в виду не столько далекие времена, сколько продолжавшую существовать на их основе современную политическую систему. Отсюда несколько символический характер романа, в котором соединяются реализм, фантастика, сатира.

Злая королева Моргала, волшебник Мерлин, многочисленные церковники – вес они являются для писателя воплощением ненавистного ему социального зла. Царству угнетения и несправедливости противопоставляется простой американец Янки. Янки – это в известной степени тоже символический образ, образ, олицетворяющий ум американского народа, его знания, стремление к справедливости, к прогрессу.

Янки противодействует силам реакции. Он разоблачает мошенничества Мерлина, пытается уничтожить наиболее дикие законы и обычаи. Став первым министром королевства, он проводит ряд реформ, направленных на облегчение жизни трудящихся, на улучшение их благосостояния. Он способствует развитию промышленности, ремесел, торговли, ему удается создать сеть школ, в которых получают образование дети, принадлежащие к низшим классам общества.

Именно они становятся его помощниками в деле экономического и культурного развития страны. Эта тема, тема народа, его полезной и прогрессивной деятельности и является одной из ведущих в романе.

В своем романе Марк Твен провозглашает право народа на борьбу с угнетателями, на насильственное уничтожение неугодного ему режима. Говоря о французской революции конца XVIII в., Твен оправдывает политику террора, проводившуюся французскими революционерами. “Нужно помнить,- пишет он,- что было два “царства террора”: во время одного убийства совершались в горячке страстей, во время другого – хладнокровно и обдуманно; одно длилось несколько месяцев, другое – тысячу лет; одно стоило жизни десятку тысяч человек, другое – сотые миллионов”.

Отсюда писатель делает вывод, что “еще ни один народ не купил себе свободы приятными разговорами и моральными доводами… все успешные революции начинались кровопролитием”. Очень важная мысль о народоправстве не остается пустой декларацией, она получает конкретное художественное воплощение в сюжетном развитии романа. Янки и его приверженцы с оружием в руках борются в защиту прогресса. Однако, провозглашая право народа на революцию, Марк Твен несколько пессимистически оценивает ее возможности.

В этом отразилась противоречивость его мировоззрения. В окружающем мире он видел так много несправедливости, что силы зла казались ему неодолимыми.

В конце романа о Янки звучат буквально трагические ноты. Все созданное трудом Янки и его товарищей – заводы, мастерские, школы, – все это разрушается под натиском сил реакции. Погибают друзья Янки, гибнут их начинания и достижения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Исторические романы Марка Твена “Принц и нищий” и “Янки при дворе короля Артура”