Исторические портреты в творчестве Г. Р. Державина
1. Образ Суворова.
2. Роль природы в изображении полководца.
3. Воодушевление своим примером солдат.
4. Дела и поступки великой личности.
Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат.
А. В. Суворов
В своем поэтическом творчестве Г. Р. Державин обращается к историческим личностям. Они многое сделали для нашего государства, не только прославив себя, но и защитив наши рубежи от неприятеля. Любимыми персонажами поэта являются А. В. Суворов и Н. П. Румянцев.
Я хочу остановиться в своем сочинении на личности Суворова,
Все эти события нашли отражение в героических одах Г. Р. Державина “На переход Альпийских гор”, “На взятие Измаила”. В них красочно обрисованы все черты великого полководца.
В исследовательской литературе отмечено, что поэт в своих одических произведения
Обратимся к одному из стихотворений о Суворове – “На взятие Измаила”. Даже природа радуется победе его войск:
Везувий пламя изрыгает,
Столп огненный во тьме стоит,
Багрово зарево зияет,
Дым черный клубом вверх летит;
Краснеет понт, ревет гром ярый,
Ударам вслед звучат удары;
Дрожит земля, дождь искр течет;
Клокочут реки рдяной лавы, –
О росс! таков твой образ славы.
Что зрел под Измаилом свет!
И после восхвалениях всех заслуг перед Отечеством поэт показывает нам отличительную особенность полководца: “в бедах твой весел зрак”. Именно данное качество позволяло ему воодушевлять тех людей, которые шли за ним в бой. Именно такой подход к своему делу становился связующей ниточкой, объединяющей его с солдатами.
И в этом воодушевлении с ним рядом оказывается вдохновенный пастырь, который помогает ему в новом сражении.
Не бард ли древний, исступленный,
Волшебным их ведет жезлом?
Нет! свыше пастырь вдохновенный
Пред ними идет со крестом;
Венцы нетленны обещает
И кровь пролить благословляет
За честь, за веру, за царя…
Но какой образ полководца нельзя описать без его армии. Поэтому Державин немало места в своем поэтическом полотне отводит россам, которым приходится терпеть множество бед в этой схватке.
Поверглось, россы, все на вас!
Зрю камни, ядра, вар и бревны, –
Но чем герои устрашенны?
Чем может отражен быть росс?..
Но как они могли отчаиваться, когда с ними рядом был человек, способный победить азиатский мир. Поэт показывает нам великую личность через его дела и поступки, ведь только так он может представить полководческое искусство Суворова.
Он сильны орды пхнул ногою,
Края азийски потряслись;
Упали царствы под рукою,
Цари, царицы в плен влеклись;
И победителей разитель,
Монархий света разрушитель
Простерся под его пятой:
В Европе грады брал, тряс троны,
Свергал царей, давал короны
Могущею своей рукой.
Но А. В. Суворов может не только свергать и завоевывать. Он наделен добродетелью, то есть все его победы носят не завоевательный, а освободительный характер.
О росс! твоя лишь добродетель
Таких великих дел содетель…
Но такое восхваление основано не только на личных симпатиях поэта, его слова могут подтвердить многие национальности, с которыми приходилось сталкиваться полководцу. Лишь ты, простря твои победы,
Умел щедроты расточать:
Поляк, турк, перс, прусс, хин и шведы
Тому примеры могут дать.
Со временем у поэта возникает новый повод для того, чтобы воспевать Суворова – это альпийский переход. И в этот раз он настолько воодушевлен, что просит у музы лиру, чтобы рассказать о великом полководце. Державин приближает к себе героя, поэтому он передает через свои собственные впечатления все его заслуги.
Так создается эффект присутствия и приближения. В результате у нас складывает ощущение, что мы находимся с поэтом в одной комнате, и он, как свидетель исторических событий, рассказывает нам
Побед его плененный слухом,
Лечу моим за ним я духом
Чрез долы, холмы и леса;
Зрю, близ меня зияют ады,
Над мной шумящи водопады,
Как бы склонились небеса.
И мы видим, что А. В. Суворов никогда не ставил себя на ступень выше своих солдат, они были для него очень близкими людьми – друзьями.
“Друзья! – он говорит, – известно,
Что россам мужество совместно;
Но нет теперь надежды вам.
Кто вере, чести друг неложно,
Умреть иль победить здесь должно” –
“Умрем!” – клик вторит по горам.
Так суворовская армия составляет единый организм, способный остановить любую опасность. Но впереди непременно был сам полководец, который мужественно вел войска в бой. Это вдохновляет русского солдата.
И он сможет преодолеть все препятствия на своем пути: темные дебри, узкие тропы, снег, вихрь, град. Но вокруг такого небольшого войска сгущаются не только тучи. Ему противостоят вода и горы, то есть на каждом шагу подстерегает смерть. Так, в портрет великого полководца добавляется новая черта, которая раскрывает секрет его побед.
Это неуклонная вера, воинственный дух и труд, способный сломить противостояние даже такого неприступного врага, как перевал Сен-Готард. Русскому полководцу подчиняется сама природа. “Кто, кто, – вещают с удивленьем, – С такою смелостью, стремленьем, Прешел против – природы сил И вражьих тьмы попрал затворов? Кто больше нас?” – Твой блеск, Суворов!
В этом стихотворении поэт отмечает тот факт, что все земли на которые ступал Суворов ему покорялись. Он словно следовал заповеди Цезаря: “пришел, увидел, победил”. И такое становится возможно тогда, когда человек воюет за общее благо. В свое повествование поэт вводит контрастные нотки для того, чтобы в очередной раз показать, что для военного человека на первом месте непременно стоит образ Родины, а потом уже медали и заслуги.
Поэтому последние ни в коем случае не должны затмевать главного. Полководец умел рассчитывать расстановку сил. Для него немаловажное место занимали солдаты, которые являлись главной опорой в любом сражении. Именно они сыскали славу нашему государству, которому начала дивиться даже Европа.
Конец своего произведения Г. Р. Державин посвящает тем, кто стремится в мирной жизни к деньгам, славе и богатству. Подобное описание в очередной раз подчеркивает то, что в военных походах Суворова не было корысти. Поэтому он освещен светом, в то время как другие находятся во тьме.
Вы мните только быть богаты;
Корысти чужд прямой герой.
О, доблесть воинов избранных,
Собравших лавры с тьмы побед,
Бессмертной славой осиянных,
Какой не видывал сей свет!
Так великие люди оставляют на этой земле более значимый след, чем праздно богатые. Они живут своими делами и подвигами, а иногда их образ запечатлевают в камне. Отныне горы ввек Альпийски
Пребудут россов обелиски,
Дымящи холмы – алтари.
Упоминание поэтом обелиска не является очередным восхвалением Суворову. Ему действительно на перевале Сен-Готард был поставлен в 1799 году памятник, скульптором которого был Д. Н. Тугаринов.
Суворов является уникальной личностью, таким он предстает и в одах Державина. В этом образе хорошо сочетается трезвая расчетливость, позволяющая сохранить армию, и мягкие черты характера, которые приближают к нему солдат. Г. Р. Державин оказался способен уловить самые важные штрихи его в портрете. Поэт старается показать нам заслуги великого полководца – все они преподнесены простым языком.
Это делает Суворова не одическим рыцарем в сияющих доспехам, а простым русским полководцем, который своим делом подтверждает сложившуюся о нем славу. К себе в помощники Г. Р. Державин берет и природу, которая представлена такой же неистовой, как и дух русской армии, ее полководца. А. В. Суворова на его пути поддерживает божественная сила и вера в победу. Все эти отдельные штрихи, разбросаны в нескольких стихотворениях Г. Р. Державина.
Все они позволяют создать хоть и словесный, но весьма выразительный образ великого полководца и простого человека А. В. Суворова.